Представитель власти ук рф определение. В отношении представителя власти. Смотреть что такое "представитель власти" в других словарях

Основным непосредственным объектом нормальная управленческая деятельность представителей власти , дополнительным - здоровье личности .

В качестве потерпевших закон называет представителей власти и их близких. Понятие их дано в примечании к ст. 318 УК. Под представителями власти Уголовный кодекс понимает должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Статус представителя власти, прежде всего, связан с властными полномочиями, понятие которых выработано теорией и судебной практикой по делам о злоупотреблении (превышении) властью или служебным положением, халатности, должностном подлоге. Под властными полномочиями понимается право принимать решения, предъявлять требования, обязательные для исполнения гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Функции представителя власти характерны только для так называемых публичных должностных лиц, понятие которых дано в примечании к ст. 285 УК. Представителями власти могут быть признаны лица, работающие в федеральных органах государственной власти (депутаты Федерального Собрания, Президент, члены Правительства, судьи всех судов, работники прокуратуры, сотрудники внутренних дел), в органах государственной власти субъектов Федерации (депутаты областной, краевой Дум, главы администраций, Президенты республик и т. п.), в органах местного самоуправления (депутаты городских, районных выборных органов, главы администраций). Военнослужащие, привлеченные к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, также получают право предъявлять требования к лицам, не находящимся с ними в отношениях подчиненности, т. е. тоже являются представителями власти по ст. 318 УК.

Представители власти могут осуществлять свои полномочия постоянно, временно и по специальному поручению. В последнем случае лицо получает властные полномочия от соответствующего органа или должностного лица, обладающего ими постоянно. К числу таковых относятся прежде всего общественные работники - народные дружинники, общественные контролеры на транспорте, общественные инспектора рыбинспекций и охотинспекций и т. п. Они также могут быть потерпевшими по рассматриваемому составу.

В данной норме охраняется любая служебная деятельность представителей власти, в том числе связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. Главное в данном случае установить, что эта деятельность носила законный характер как по форме, так и по существу.


Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях:

· применении психического насилия к указанным лицам (ч. 1);

· применении физического насилия, не опасного для жизни и здоровья (ч. 1);

· применении физического насилия, опасного для жизни и здоровья (ч. 2 ст. 318 УК).

Под психическим насилием в ст. 318 УК понимаются угрозы применить физическое насилие, адресованные либо самому представителю власти, либо его близким. Они могут носить как определенный, так и неопределенный характер. Интенсивность, вплоть до угрозы применить насилие, опасное для жизни и здоровья потерпевшего, полностью охватывается составом ч. 1 ст. 318 и дополнительной квалификации не требует. Сказанное в первую очередь касается ст. 119 УК (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего), поскольку ч. 1 ст. 318 является специальной по отношению к ней нормой. У потерпевшего должны быть реальные основания опасаться приведения этих угроз в исполнение. Поскольку состав ч. 1 ст. 318 УК является альтернативным, при сочетании этих видов насилия в формуле обвинения необходимо вменять оба признака.

Физическое насилие представляет собой противоправное воздействие на тело другого человека помимо либо вопреки его воле. В ч. 1 ст. 318 УК речь идет о насилии, не опасном для жизни и здоровья потерпевшего: ограничение свободы (запирание, связывание), причинение физической боли, побои, телесные повреждения с длительностью расстройства здоровья до 6 дней. Последствия насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего, не должны выходить за рамки ст. 116 УК. В то же время эта статья полностью охватывается ст. 318 УК.

Судебная практика применительно к УК РСФСР 1960 г. под насилием понимала также воздействие, связанное с уничтожением или повреждением одежды (сбил фуражку, оторвал погоны, форменные пуговицы, порвал китель и т. п.). По нашему мнению, данная практика является правильной и должна быть распространена на ст. 318 УК.

Насилие, опасное для жизни и здоровья, предполагает причинение тяжкого, средней тяжести либо легкого вреда для здоровья потерпевшего. Насилие будет признано опасным для жизни и в том случае, если оно не причинило такого вреда, но в момент применения создавало угрозу для жизни и здоровья потерпевшего.

При этом ст. 318 УК, с одной стороны, и ст. 111, 112, 115 - с другой, образуют конкуренцию целого и части, которая должна разрешаться в пользу целого. Согласно правилу, выработанному судебной практикой, дополнительной квалификации по совокупности преступлений требуют только особо квалифицированные виды посягательств, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 111 УК, - причинение тяжкого вреда группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в отношении двух и более потерпевших, неоднократно, либо повлекшее за собой по неосторожности смерть потерпевшего.

Составы преступлений , предусмотренные как в ч. 1, так и в ч. 2 ст. 318 УК, являются формальными . Преступления закончены в момент применения психического или физического насилия. Наступление каких-либо последствий выходит за рамки этих составов.

С субъективной стороны преступление может совершаться с прямым умыслом , которым должен охватываться факт применения насилия именно к представителю власти и именно в связи с его служебной деятельностью.

Обязательным элементом субъективной стороны данного преступления является мотив , который всегда связан с исполнением должностным лицом своих обязанностей. Данная связь возможна в случаях применения насилия в целях: прекратить либо видоизменить исполнение обязанностей указанных лиц; принудить к выполнению определенных действий; воспрепятствовать будущей деятельности; мести за прошлую деятельность; из злобы вообще, из-за его принадлежности к определенной категории представителей власти.

Применение насилия к представителю власти, хотя бы и при исполнении им своих должностных обязанностей, но не в связи с этой деятельностью, по мотивам, не связанным со служебной деятельностью (из бытовой мести, ревности, на почве ссоры или личных неприязненных отношений), образует преступление против личности, но не против порядка управления.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преступление, предусмотренное ст. 318 УК, необходимо отличать от смежных, конкурирующих составов .

Статьи 318 и 296 УК соотносятся между собой как две специальные нормы. Различаются данные преступления по признакам объекта и по категории потерпевшего. В ст. 296 объектом являются общественные отношения в сфере правосудия, тогда как объектом ст. 318 УК - в сфере управленческой деятельности. Потерпевшими в ст. 318 признаются представители власти, а в ст. 296 - лица, так или иначе принимающие участие в отправлении правосудия.

Некоторые категории лиц могут быть потерпевшими как по ст. 318, так и по ст. 296 УК. Насилие в отношении работников прокуратуры в связи с производством предварительного следствия, рассмотрением дел или материалов в суде, исполнением приговора, решения суда, т. е. в связи с отправлением правосудия по гражданским и уголовным делам, должно квалифицироваться по ст. 296 УК. Насилие в связи с иной деятельностью образует ст. 318 УК.

Статья 318 соотносится и со ст. 333, 334 УК, как специальные нормы. Разграничение между ними происходит не только по объекту, категории потерпевшего (в указанных статьях потерпевшим является военачальник), но и по признакам субъекта. Статьи 333 и 334 УК относятся к числу воинских преступлений, которые могут быть совершены только специальными субъектами. Кроме того, в ст. 318 УК между субъектом преступления и потерпевшими нет отношений подчиненности, а в ст. 333 и 334 УК, напротив, преступник и потерпевший должны находиться в таких отношениях.

Применение насилия в отношении представителей власти имеет наиболее тесные точки соприкосновения с составом посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, предусмотренном ст. 317 УК. Разграничение следует проводить по следующим признакам: 1) по объекту преступления. Дополнительным объектом в ст. 317 УК является жизнь потерпевших, в ст. 318 УК дополнительным объектом является здоровье личности; 2) по категории потерпевших. В ст. 318 УК потерпевшим является любой представитель власти. В ст. 317 УК потерпевшими могут выступать сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Таким образом, перечень потерпевших по ст. 318 УК значительно шире, чем в ст. 317 УК; 3) по характеру осуществляемой деятельности. В ст. 317 УК охраняется деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В ст. 318 УК охраняется любая законная должностная деятельность представителей власти; 4) по признакам объективной стороны преступления. Ст. 317 с объективной стороны включает в себя убийство или покушение на убийство, объективная сторона ст. 318 УК выражается в угрозе применения насилия, либо в применении физического насилия, как опасного, так и не опасного для жизни или здоровья потерпевшего. Угрозы убийством образуют ст. 318 УК, так же как и причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения, если не доказан умысел на лишение жизни потерпевшего.

Насильственные действия в отношении представителя власти в связи с его служебной деятельностью являются основным либо квалифицирующим признаком некоторых других составов преступлений: ст. 212 УК - массовые беспорядки, сопровождающиеся оказанием вооруженного сопротивления представителю власти; ст. 213 УК - хулиганство, сопряженное с оказанием сопротивления представителю власти. Перечисленные преступления соотносятся со ст. 319 УК как целое и часть, при конкуренции которых предпочтение отдается целому.

Понятие представителя власти

Действующий уголовный закон России предусматривает ответственность за преступления, отличительной особенностью которых является наличие специального субъекта - должностного лица. От преступных действий должностного лица, совершаемых в рамках специфических для него форм, может пострадать любая охраняемая уголовным законом сфера социальной действительности. В этой связи представляется актуальным в теоретическом и практическом отношении глубокое и всестороннее изучение понятий должностного лица и его категорий.

В соответствии с законом (прим.1 к ст.285 УК РФ) под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Отсюда следует, что одну из категорий должностного лица составляют лица, которых именуют представителями власти.

Изучение закона, юридической литературы, а также судебно-следственной практики показывает, что зачастую возникают неясности при решении вопросов отнесения тех или иных лиц к разряду представителя власти в конкретных случаях. В связи с этим особое значение приобретает выяснение сущности этой категории должностного лица

В теории уголовного права имеется немало определений рассматриваемой дефиниции. К примеру, "Под представителями власти, - полагает профессор Ю.И. Ляпунов, - понимаются должностные лица, имеющие в силу предписаний закона, иных нормативных актов либо занимаемой должности властные полномочия, наделенные правом совершать действия, влекущие правовые последствия для значительного количества граждан, не находящихся в их подчинении. Функция властвования - определяющая характеристика представителя власти". Специалистами верно подмечено, что представители власти осуществляют полномочия, которые носят не ведомственный, а общий публичный характер и реализуются не в замкнутых рамках какой-либо организации, а в государственно - административно - территориальных границах.

Исходя из позиции высшего судебного органа России следует выделять две разновидности представителей власти:

1) лица, непосредственно осуществляющие власть (законодательную, исполнительную или судебную);

2) лица, обладающие властными (распорядительными) полномочиями, в соответствии с которыми они могут отдавать распоряжения не подчиненным им физическим лицам или организациям любой ведомственной подчиненности. В целом, выделение таких разновидностей представителя власти не вызывает возражений.

Однако следует отметить, что толкования понятия "представитель власти" Пленум Верховного Суда России по существу не дал, а лишь обозначил разновидности этой категории должностного лица и привел примерный перечень лиц, охватываемых данным понятием. К представителям власти, в частности, он относит членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судей федеральных судов и мировых судей, наделенных соответствующими полномочиями работников прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящих на государственной службе аудиторов, государственных инспекторов и контролеров, военнослужащих при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Можно предположить, что высший судебный орган счел необходимым не давать определения представителя власти в связи с тем, что в действующем уголовном законе оно официально закреплено в примечании к ст.318 УК РФ. В нем сказано, что представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Анализируя приведенное определение представителя власти, можно выделить следующие его особенности:

оно помещено в главе, предусматривающей ответственность за преступления против порядка управления;

содержит оговорку, что указанная дефиниция распространяется не только на ст.318, но и на другие статьи УК РФ;

представитель власти является должностным лицом;

основными критериями определения понятия представителя власти названы распорядительные полномочия, выполняемые этим лицом.

Выделенные особенности позволяют сопоставить это определение с приведенной выше законодательной дефиницией должностного лица и выявить разногласия между ними, которые в основном сводятся к следующему.

Во-первых, если представитель власти является должностным лицом, то нецелесообразно "разрывать" дефиниции и помещать их в разные главы закона. Во-вторых, в преступлениях против порядка управления, помещенных в главу 32 УК РФ, представитель власти выступает в качестве потерпевшего, а не субъекта преступления. Однако в законе на этот момент не обращено внимания. В-третьих, в примечании к ст.285 УК РФ употребляется выражение "функции представителя власти", а в примечании к ст.318 УК РФ речь идет о "распорядительных полномочиях". А это означает, что под легальное определение представителя власти не подпадает первая разновидность рассматриваемой категории должностного лица из числа выделенных нами выше на основе толкования мнения Пленума Верховного Суда России, а именно - "лица, непосредственно осуществляющие власть".

Логическая ошибка в определении понятия представителя власти по отношению к законодательной дефиниции должностного лица состоит в том, что определение подменяется изменением словесной формы определяемого понятия. Иначе говоря, допускается повторение того же самого другими словами: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что серьезной проблемой совершенствования российского законодательства является несогласованность законодательных дефиниций представителя власти и должностного лица. Это свидетельствует о недостаточной юридической проработке УК РФ. Выходом из создавшегося положения, на наш взгляд, могло бы стать внесение в него соответствующих изменений и дополнений.

Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации как от представителя законодательного (представительного органа) субъекта Федерации определен ст. 3 Федерального закона от 3 декабря № 229- ФЗ...

Конституционно-правовой статус депутат Государственной Думы и члена Совета Федерации

Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации как представителя от исполнительной власти субъекта Федерации урегулирован ст. 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ...

Понятие и виды представительства

Понятие и виды представительства в гражданском праве

В ст. 182 ГК РФ говорится, что действия представителя непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого. Но эти действия не должны выходить за пределы полномочий представителя...

Всякому государству для осуществления его функций необходимы материальные ресурсы и личный штаб управления Вебер М. Избранные произведения. М.: Норма. 1990. С. 644-648., субъектов которого государственная власть...

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

После Октябрьской революции 1917 г. преступления против порядка управления в системе Особенной части появились в Уголовном кодексе 1922 г., который относил эти преступления к государственным...

Правовые последствия представительства без полномочий

В ст. 182 ГК РФ говорится, что действия представителя непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого. Но эти действия не должны выходить за пределы полномочий представителя...

В статье 3 Конституции Республики Казахстан говорится, что единственным источником государственной власти является народ, который делегирует осуществление своей власти государственным органам...

Преступления против порядка управления

Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов управления. Дополнительным объектом - здоровье и личная неприкосновенность представителей власти и их близких. Объективная сторона преступления...

Судебный представитель по гражданским делам

Правоспособность -- это возможность человека иметь определенные права и обязанности, которой наделены абсолютно все люди, вне зависимости от каких-либо характеристик. Указанное качество возникает у нас с момента рождения...

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

С момента образования русского государства представители власти стремились защитить разные сферы публичной деятельности, установив уголовную ответственность за ряд общественно опасных деяний...

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

Оскорбление представителя власти и предусмотренная за данное преступление уголовная ответственность по уголовному законодательству зарубежных стран является не менее интересным для изучения...

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

Одним из самых распространенных преступлений наряду с применением насилия, посягательством на уполномоченного лица государственной власти по прежнему остается оскорбление представителя власти...

Действующий уголовный закон России предусматривает ответственность за преступления, отличительной особенностью которых является наличие специального субъекта - должностного лица. От преступных действий должностного лица, совершаемых в рамках специфических для него форм, может пострадать любая охраняемая уголовным законом сфера социальной действительности. В этой связи представляется актуальным в теоретическом и практическом отношении глубокое и всестороннее изучение понятий должностного лица и его категорий.

В соответствии с законом (прим.1 к ст.285 УК РФ) под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Отсюда следует, что одну из категорий должностного лица составляют лица, которых именуют представителями власти.

Изучение закона, юридической литературы, а также судебно-следственной практики показывает, что зачастую возникают неясности при решении вопросов отнесения тех или иных лиц к разряду представителя власти в конкретных случаях. В связи с этим особое значение приобретает выяснение сущности этой категории должностного лица

В теории уголовного права имеется немало определений рассматриваемой дефиниции. К примеру, "Под представителями власти, - полагает профессор Ю.И. Ляпунов, - понимаются должностные лица, имеющие в силу предписаний закона, иных нормативных актов либо занимаемой должности властные полномочия, наделенные правом совершать действия, влекущие правовые последствия для значительного количества граждан, не находящихся в их подчинении. Функция властвования - определяющая характеристика представителя власти". Специалистами верно подмечено, что представители власти осуществляют полномочия, которые носят не ведомственный, а общий публичный характер и реализуются не в замкнутых рамках какой-либо организации, а в государственно - административно - территориальных границах.

Исходя из позиции высшего судебного органа России следует выделять две разновидности представителей власти:

1) лица, непосредственно осуществляющие власть (законодательную, исполнительную или судебную);

2) лица, обладающие властными (распорядительными) полномочиями, в соответствии с которыми они могут отдавать распоряжения не подчиненным им физическим лицам или организациям любой ведомственной подчиненности. В целом, выделение таких разновидностей представителя власти не вызывает возражений.

Однако следует отметить, что толкования понятия "представитель власти" Пленум Верховного Суда России по существу не дал, а лишь обозначил разновидности этой категории должностного лица и привел примерный перечень лиц, охватываемых данным понятием. К представителям власти, в частности, он относит членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судей федеральных судов и мировых судей, наделенных соответствующими полномочиями работников прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящих на государственной службе аудиторов, государственных инспекторов и контролеров, военнослужащих при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Можно предположить, что высший судебный орган счел необходимым не давать определения представителя власти в связи с тем, что в действующем уголовном законе оно официально закреплено в примечании к ст.318 УК РФ. В нем сказано, что представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Анализируя приведенное определение представителя власти, можно выделить следующие его особенности:

оно помещено в главе, предусматривающей ответственность за преступления против порядка управления;

содержит оговорку, что указанная дефиниция распространяется не только на ст.318, но и на другие статьи УК РФ;

представитель власти является должностным лицом;

основными критериями определения понятия представителя власти названы распорядительные полномочия, выполняемые этим лицом.

Выделенные особенности позволяют сопоставить это определение с приведенной выше законодательной дефиницией должностного лица и выявить разногласия между ними, которые в основном сводятся к следующему.

Во-первых, если представитель власти является должностным лицом, то нецелесообразно "разрывать" дефиниции и помещать их в разные главы закона. Во-вторых, в преступлениях против порядка управления, помещенных в главу 32 УК РФ, представитель власти выступает в качестве потерпевшего, а не субъекта преступления. Однако в законе на этот момент не обращено внимания. В-третьих, в примечании к ст.285 УК РФ употребляется выражение "функции представителя власти", а в примечании к ст.318 УК РФ речь идет о "распорядительных полномочиях". А это означает, что под легальное определение представителя власти не подпадает первая разновидность рассматриваемой категории должностного лица из числа выделенных нами выше на основе толкования мнения Пленума Верховного Суда России, а именно - "лица, непосредственно осуществляющие власть".

Логическая ошибка в определении понятия представителя власти по отношению к законодательной дефиниции должностного лица состоит в том, что определение подменяется изменением словесной формы определяемого понятия. Иначе говоря, допускается повторение того же самого другими словами: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что серьезной проблемой совершенствования российского законодательства является несогласованность законодательных дефиниций представителя власти и должностного лица. Это свидетельствует о недостаточной юридической проработке УК РФ. Выходом из создавшегося положения, на наш взгляд, могло бы стать внесение в него соответствующих изменений и дополнений.

Представитель власти – лицо наделенное правами и обязанностями по осуществлению законодательной, исполнительной, судебной властью, иное лицо правоохранительного или контролирующего органа, наделенное полномочиями в отношении лиц не находящихся в служебной зависимости. Характеризующимися следующими признаками:

1) наличие права принимать решения в отношении граждан или организаций, имеющие юридическое значение;

2) требования или решения представителей власти распространяются на неопределенно большой круг субъектов, т. е. на физических или юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости или ведомственной подчиненности у представителей власти;

3) требования или решения представителей власти являются обязательными для исполнения гражданами или организациями;

4) неисполнение требований или решений представителей власти могут повлечь за собой негативные правовые последствия для нарушителей

Лицо может выполнять функции представителя власти постоянно, временно или по специальным полномочиям. Как правило, полномочиями представителя власти лицо наделяется в связи с занятием государственной либо муниципальной должности. В таком случае властными полномочиями лицо обладает постоянно - бессрочный трудовой контракт, пожизненное занятие должности (судья) либо временно - срочный трудовой контракт, назначение на выборную должность на определенный срок. Вместе с тем функции представителя власти могут исполняться и по специальным полномочиям и при этом необязательно, чтобы лицо, наделенное такими полномочиями, находилось в служебных отношениях с государственными органами или органами местного самоуправления. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п. При этом не каждое лицо, имеющее отношение к имуществу и другим материальным ценностям, может быть признано должностным лицом, а лишь то, которое в установленном законом или иным нормативным актом порядке наделено правом принимать решения о движении и хранении материальных ценностей.



Необходимо учитывать, что не каждое лицо, имеющее отношение к имуществу и другим материальным ценностям (даже материально-ответственное лицо), может быть признано должностным лицом, а лишь то, которое в установленном законом или иным нормативным актом порядке наделено правом принимать управленческие решения в отношении материальных ценностей.

Лицами, выполняющими административно-хозяйственные функции, являются, в частности, руководители юридических лиц - распорядители кредитов, заместители руководителей по хозяйственной части, начальники плановых отделов, главные бухгалтеры, заведующие хозчастью и т. д.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т. п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В прежнем пленуме: Не являются субъектом должностного преступления те работники, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Но если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель - за злоупотребление полномочиями при выполнении обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель - за неисполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий или занятий).



В последних пленумах этого нет, поэтому возник вопрос с учителями врачами: в каких случаях их деятельность профессиональная, а в каких организационно-распорядительная.

Организационно-распорядительные функции, которыми могут быть наделены врачи, весьма разнообразны. Деятельность ряда медицинских коллегиальных органов чаще всего связана с удостоверением события, т. е. юридически значимого факта, возникающего независимо от воли людей, - смерти, болезни, увечья и т. д. Удостоверение такого рода юридического факта, как правило, составляет основание (либо одно из обязательных оснований) для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, порождает права и обязанности у конкретных юридических или физических лиц. К таким коллегиальным органам относятся органы, осуществляющие медико-социальную экспертизу, военно-врачебную экспертизу, а также клиникоэкспертная комиссия медицинского учреждения и т. д.

При разграничении сугубо профессиональной и организационно-распорядительной деятельности врачей, не входящих в состав коллегиального органа, как нам представляется, можно использовать те же критерии, что и при определении признаков должностного лица у врачей, включенных в состав медицинских коллегиальных органов. К организационно-распорядительным функциям врача относятся функции по экспертизе временной нетрудоспособности и выдаче листка нетрудоспособности. Следует признать выполнением организационно-распорядительных функций и действия врача, осуществляющего предварительный или периодический медицинский осмотр в связи с определением пригодности к конкретным видам работы и дающего соответствующее заключение.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» говорится о выполнении организационно-распорядительных функций только преподавателями - членами комиссий. Вместе с тем практика Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам свидетельствует о том, что признаны должностными лицами и осуждены за должностные преступления преподаватели, принимавшие экзамены, зачеты и совершившие иные действия, влекущие правовые последствия

Что еще почитать