К функциям гос службы не относится. Государственная гражданская служба. · принятие и реализация административных решений

1. Правоприменительная функция. Реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства.

2. Нормотворческая функция государственной службы выражается в законопроектной, а также в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих и процессе подготовки законопроектов.

3. Регулирующая функция . Разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.

4. Правотворческая функция. Разработка и принятие нормативных правовых актов.

5. Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

6. Организационная функция . Обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Государственная служба проявляет себя при разработке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. В этом смысле государственная служба выполняет важную регулятивную функцию. Ее задача состоит в том, чтобы обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе.

Государственная служба призвана обеспечить координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединения их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти. Для этого она постоянно должна решать задачи:

Упорядочение работы государственного аппарата;

Установление требований к функциям и полномочиям по государственным должностям;

Определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;

Регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;

Формирование условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

На реализацию функций государственного управления направлена организация самой государственной службы, которая строится в соответствии с достижениями современной науки управления. В связи с этими важнейшими чертами государственной службы являются:

Четко установленная иерархия должностей;

Точное определение должностных функций;

Назначение должностных лиц на основе договора;

Наличие «карьеры» в виде системы продвижения согласно заслугам;

Подбор кадров с учетом способностей, профессиональной квалификации, нравственных качеств;

Исполнение должности в качестве единственного и главного занятия служащего;

Строгая дисциплина, контроль, ответственность.

В современный период основные новации в государственной службе также связаны с достижениями науки управления и, прежде всего, публичного менеджмента. Построение государственного аппарата по модели М. Вебера дополняется теорией неформальных организаций, идеями открытости системы государственного управления, ее децентрализации, менеджеризации и др.

Заслуживает внимания в связи с этим мнение Г.В. Атаманчука о том, что государственная служба должна привнести в государственное управление программно-целевой подход, управленческий профессионализм, правовую компетентность, организованность и дисциплину, устойчивость и надежность, внимание и обслуживание потребностей граждан, законность, эффективность, рациональность.

Слабость влияния государственной службы на улучшение государственного управления связана и с тем, что в ее современной организации обнаруживается ряд существенных недостатков:

Игнорирование лучшего отечественного и зарубежного опыта управления государственной службы;

Господство должностей и патронатной системы прохождения службы;

Отсутствие четких целей и задач службы, критериев ее оценки;

Недооценка места и роли государственной службы в системе власти и управления;

Возложение на политиков части функций государственной службы, к выполнению которых они не приспособлены, и др.

Результатом государственной службы является нормальное прогрессивное развитие той сферы общественной жизни, которая входит в компетенцию государственного органа.

На данном этапе реформ государственного управления объективно повышается роль государственной службы в управленческой деятельности, в осуществлении государственных функций.

Преуменьшение роли государственной службы, недооценка возможностей административно-управленческого аппарата, а также его неэффективное использование отрицательно сказывается на качестве государственного управления.

Применение лучшего государственного и зарубежного опыта, искоренение имеющихся организационных недостатков, постановка новых целей перед государственной службой будут способствовать повышению ее роли в совершенствовании государственного управления, обеспечении его эффективности и рациональности.

Тверь – 2015 г.

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Старший преподаватель Вишнякова М.И.

Тема 1. Понятие Государственной службы и ее содержание

    Цели, задачи и функции государственной службы

    Система государственной и муниципальной службы

    Принципы государственной службы

Государство, как главный субъект управления, всегда имеет свои цели, задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются специально подготовленными для этого лицами – чиновниками (государственными служащими). От государственных служащих зависит работа государства.

    Понятие государственной службы, возникновения государственной службы

То, что мы называем «Государственная служба» во всех ведущих странах мира называется «общественной» (публичной). Термин «Государственная гражданская служба» в нашей стране стал употребляться только с 2009 года с принятием Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ, где она классифицировалась (согласно видам) на: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Практически (то, к чему мы привыкли) то, что в других странах является службой обществу, народу мы называем службой государству – вот такой перекос и не в нашу пользу, чревато последствиями, которые уже проявились – большой отрыв государственной службы от населения, от реальной действительности.

В зарубежных странах понятие государственной службы гораздо шире и включает в себя всех лиц, находящихся на службе в любых государственных органах и любых государственных учреждениях (врачи, учителя).

У нас понятие и суть сужены и включают в себя лишь чиновников (управленцев). Остальные – работники бюджетной сферы. Это недемократический подход. Слой чиновников это по существу тот же слой партийных работников. К слову и муниципальная служба тоже является негосударственной.

Одним из направлений деятельности человека является служба, суть которой в управлении.

Понятие «Служба» употребляется по-разному:

А) как вид деятельности человека (профессия);

Б) как институт (социальный, правовой, организационный, политический);

В) как система специальных органов государства, управленческих подходов;

Г) как духовная деятельность

Д) набор (инструментарий) технологий и механизмов.

Особым видом службы является государственная служба.

Государственная служба (ГС) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, и лиц, замещающих государственные должности.

Профессиональная, то есть предполагает наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации.

Служебная, так как есть еще государственно-политическая по непосредственному исполнению полномочий государственных органов лежит за пределами ГС.

Это деятельность государственно-значимого характера.

Главная составляющая ГС – сознательное служение человека государству и обществу.

Чувство служения высоко поднимает:

  • значимость труда;

    дает человеку самореализованность;

    чувство гордости за то, что делает важную работу.

Муниципальная служба (МС) – профессиональная служебная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

ГС не изобретение наших дней. Она имеет долгую историю.

Когда люди создавали сообщества, то неизменно возникало разделение труда и соответственно появлялись «должностные лица», осуществляющие власть. Возникла необходимость объединения этих лиц в группы (службы).

Высокоразвитой была система ГС в Древнем Риме (сенаторы, консулы, диктаторы, префекты, судьи, асессоры).

В Византии многослойнойность – базилевсы, эпанагоги, дуки, полемархи, архонты.

Развитие современной ГС европейского типа (относится и Россия) связано с возникновением территориальных государств, развитием государственного аппарата, введением денежной системы и налогов с населения. Служба нужна была для упорядочения деятельности, координации.

Создателем ГС в России был Петр I . Огромную роль в реформировании ГМС сыграли также Екатерина II, Алексей II, реформаторы Сперанский, Столыпин, Витте.

Кроме того:

Карамзин - История государства Российского - сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени;

Татищев – История Российская с самых древнейших времен.

Становление и развитие института ГС в постсоветской России (1993-2003 годы) шло в соответствии с Конституцией РФ 1993 года и Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Трактуют ГС как профессиональная деятельность.

2003 год. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ трактовал ГС как профессиональную служебную деятельность. Кроме того закон разделил ГС на: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

2004 год. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Муниципальная служба является негосударственной и ее деятельность регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (06 октября 2003 г.).

Существует определенная взаимосвязь ГС и МС:

    Единство основных квалификационных требований (стаж, образование, знание законов, общепрофессиональные знания) к должностям гражданской и муниципальной службы;

    Единство ограничений и обязательств при прохождении государственной и муниципальной службы;

    Единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации;

    Учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот;

    Соотношение основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;

    Соотношение условий государственного пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих.

Отличия:

    Регламентируются разными Федеральными законами: ГС – ФЗ №58 и №79, МС – ФЗ №25 и № 131;

    МС является негосударственной, так как органы МСУ не входят в систему органов государственной власти;

    МС финансируется за счет средств местного бюджета, Федеральная служба- Федерального бюджета, служба субъектов – бюджета субъекта.

Задачи МС связаны с обеспечением самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а ГС – обеспечением исполнения полномочий государственных органов.

    Цели, задачи и функции ГС

Одной из серьезных проблем ГС является определение целей, задач, функций ГС: понятие и принципы ГС России легально определены и зафиксированы в законодательстве, то цели, задачи и функции - нет.

В связи с этим «Дерево целей» ГС остается проблемным и дискуссионным.

    С уровневой точки зрения цели ГС делят на: стратегические, оперативные(среднесрочные) и текучие.

Главная стратегическая цель административной власти – служить интересам государства, общества и народа.

Среднесрочные цели: качественное обеспечение исполнения задач и функций ГС; повышение эффективности работы.

Текущие цели: оценка деятельности служащих (аттестация, квалификационный экзамен).

    С отраслевой точки зрения цели ГС делятся на: политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные.

Политико-административные цели: укрепление государства, исполнение функций государства, обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, создание условий взаимодействия государства и общества.

Социальные цели: поддержка социальной сферы в сфере образования, здравоохранения, социальных конфликтов, обеспечение занятости на рынке труда.

Экономические цели: повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, поддержка предпринимательства.

Правовые цели: претворение в жизнь законов, НПА органов государственной власти, обеспечение законотворческой деятельности, создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.

Организационные цели: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, повышение уровня профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, приведение структуры и численности ГС в соответствие со стоящими задачами.

Функции ГС.

У нас отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций ГС.

Преобладает тенденция смешения функций государства и ГС, что не совсем оправдано.

ГС можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.

    Классификация с точки зрения содержательной деятельности государственных органов:

    Административная – подбор, отбор, расстановка, координация, согласование;

    Организационно-распорядительная – запреты, приказы, предписания;

    Правовая – НПА деятельности;

    Сервисная – оказание услуг;

    Социальная;

    Экономическая – управление финансами, государственной собственностью;

    Культурная ;

    Воспитательная – собственным примером, образец для подражания, гуманность, толерантность, ориентированность на население, антикоррупционные мероприятия.

    Классификация с точки зрения сущностных сторон:

    Как профессиональной деятельности – практическое осуществление государственного управления в сфере ответственности (прогнозирование, планирование, координация, мотивация, организация, профподготовка, соблюдение служебной дисциплины) ограничений и запретов;

    Как правового института – соблюдение законодательства, регулирование правового статуса служащих;

    Как социального института – реализация функций в интересах граждан/для граждан, оказание услуг населению;

    Как политического института – определение стратегии, направлений.

    Классификация с правовой точки зрения:

    Правоприменительная функция – реализация на деле Конституции РФ, Федеральных законов, законов субъектов РФ. Данная функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей ГС и принятия актов управления об исполнении законов.

    Правотворческая функция – разработка и принятие нормативных правовых актов. ГС проявляет себя в такой сфере, как подготовка законов в Федеральном собрании и парламентах субъектов РФ (Законодательное собрание ТО).

    Правозащитная функция – обеспечение прав и свобод гражданина. ГС призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать правовую защиту личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях, предоставлять гражданам и организациям государственные услуги.

    Регулирующая функция (это ГРЭ) – разработка и реализация государственной политики во всех сферах жизни общества. Это и разработка целей, принципов, задач политики. ГС проявляет себя при подготовке программ государственной деятельности, принятии политических решений (приватизация, инвестиционная деятельность, реформирование).

Задача ГС - обеспечить согласование интересов различных социальных групп, обеспечить представительство всех социальных слоев общества (особенно тех, которые не определяют жизнь государства). Принятие мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам.

    Организационная функция – обеспечение практической реализации компетенции (полномочий, прав и обязанностей) государственных органов, их стабильного функционирования. ГС осуществляет координацию деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат (проведение координационных совещаний, конференций, заседаний, экспертиз, проверок).

    Классификация с точки зрения специфики деятельности:

    Общие функции ГС – осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной власти и власти субъектов РФ, формирование реестра государственных должностей, организация государственной службы, методическое руководство профессиональной подготовкой, анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти, контроль за деятельностью персонала государственной службы, координация деятельности по реализации целей, вытекающих из ФЗ и пр.

    Специфические общие функции ГС – охрана государственной границы, обеспечение обороноспособности страны, повышение народного благосостояния, социальная защита населения, государственное регулирования цен.

    Вспомогательные функции ГС предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных функций – делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение.

    Специальные функции ГС отражают особенности объекта государственной деятельности – изучение общественного мнения, специальный государственный надзор.

ГС – гарант внепартийности, бескорыстности, компетентности, надежности государственного аппарата.

Функции муниципальной службы (отличаются большей конкретикой) – практическая реализация правовых норм института МС:

    Разработка проекта местного бюджета, отчет о его исполнении, обеспечение местного бюджета;

    Разработка, организация социально-экономических программ развития территории;

    Разработка НПА по вопросам местного значения;

    Управление и распоряжение муниципальной собственностью;

    Руководство и управление МУП (муниципальные унитарные предприятия) и МУ (муниципальные учреждения);

    Осуществление полномочий, переданных органами государственной власти.

МС призвана защищать права и законные интересы МО и населения МО.

    Система ГС. Виды и уровни ГС

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" законодательно закреплено, что система ГС включает в себя два уровня (уровневая классификация): федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

В свою очередь Федеральная государственная гражданская служба подразделяется на:

    государственную гражданскую службу;

    военную службу;

    правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба субъекта РФ включает только государственную гражданскую службу.

Правовое регулирование и организация ФГГС находится в ведении РФ, правовое регулирование ГССФ – в совместном ведении РФ и субъекта РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ (НПБ в субъекте не должна противоречить ФЗ о ГС).

*Организация – организационная структура, штатное расписание, денежное содержание, дополнительные гарантии.

ГГС – вид ГС, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях ГГС по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФЫ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

ФГС - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ;

ФГС осуществляет от имени государства ГС в масштабе всей страны.

Федеральные государственные должности разделяются на должности ФГГС, должности ПС и должности ВС. При этом в федеральном органе могут быть учреждены должности ГС различных видов (МВД, Таможенная служба).

ФГГС - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

ГГССФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

ВС - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Функция не управления, а обеспечение! (Министерство обороны, ФСБ, внутренние войска МВД).

ПС - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (Прокуратура, МВД, Министерство юстиции, Таможенная служба).

ФГГС. Согласно ветвям власти ФГГС классифицируется:

ФГГС законодательной власти предназначена для профессионального организационного, экспертного, информационно-аналитического, документального обеспечения законотворческого процесса (парламентская служба)

ГГС Совета Федерации - аппарат секретариатов Председателя СФ и его заместителей, Центральный аппарат, помощники членов СФ, Управление пресс-службы, правовое Управление, Управление делопроизводства, аналитическое Управление, Комитеты, Комиссии. Председатель его заместители и члены СФ – замещают государственные должности, но в состав ГС не входят.

ГГС Государственной Думы – работники Аппаратов, Управлений, штатные помощники депутатов. Депутаты и работники аппаратов не являются государственными служащими.

ФГГС исполнительной власти – обеспечение исполнительного процесса – Президент, Председатель Правительства, Министры не являются государственными служащими (они замещают государственные должности). Руководители Агентств и Служб тоже не входят в состав ГС.

ГС сосредоточена в Секретариатах, Управлениях, Отделах и Департаментах.

ФГГС судебной власти – Судьи всех судов и всех уровней не являются государственными служащими. Это лица, замещающие государственные должности РФ.

Только работники Аппаратов, Секретариат, Управлений, Отделов, референты, консультанты.

Принципы ГС

Под принципами ГС понимаются основные идеи, исходные положения ее строения, организации и функционирования, выдвинутые в результате научного обобщения практики ГС, с учетом международного опыта.

Принципы устанавливают основные правила административного управления. Они закладываются в основу формирования и дальнейшего развития ГС всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Принципы определяют правовое и организационное содержание.

Принципы – понятие субъективное. Они формируются законодателем (человеком) исходя из правового опыта и правовой культуры в стране.

Все принципы в совокупности органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание и формы осуществления ГС.

Все государственные органы обязаны проводить в жизнь эти принципы. Все государственные служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе (при организации конкурса на ГГС, отборе, подборе, ротации, проведении аттестации).

Принципы построения и функционирования ГС:

    Принцип федерализма – конституционный принцип. Предполагает и обеспечивает единство системы ГС и разграничивает предмет ведения и полномочий между федеральной и региональной властями.

В России существуют 2 уровня ГС – ФГС и ГССФ. Они автономны и независимы друг от друга.

    Принцип федерализма предполагает наличие вертикали власти, которая должна обеспечить управление в стране и стабильное развитие.

Принцип федерализма предполагает так же единство системы исполнительной власти (РФ и субъектов РФ).

Рассматриваемый принцип пока не в полной мере реализован, что ведет к несогласованности действий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

    Принцип законности – является всеобщим – основанность на Конституции РФ, ФЗ, Законах субъектов РФ.

Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории страны, то есть все то, что разработано в субъектах не противоречит ФЗ и Конституции.

Предполагает наличие у государственных служащих правовых знаний и правовой культуры.

    Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – основополагающий либеральный принцип, закрепленный в международном праве: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей конституционной ценностью.

Государственный служащий обязан не только признавать, но и соблюдать принцип, защищать права и свободы. Государственные служащие должны служить народу.

Принцип предполагает активное вовлечение населения в государственное управление: непосредственно и опосредованно, осуществлять контроль за деятельностью государственного аппарата.

    Принцип равного доступа граждан в ГС – важная конституционная норма, подчеркивающая демократизм системы ГУ.

Никакой дискриминации, кроме законных ограничений (независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, причастности к общественным объединениям).

Нельзя толковать данный принцип расширительно: следует различать общие требования при поступлении на ГС и специальные требования (стаж, образование, навыки).

Равнодоступность в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Есть социальные ограничения, медицинские, не позволяющие гражданам состоять на ГС (иностранцы, несовершеннолетие (менее 18 лет), не владеющие государственным языком, недееспособные, имеющие серьезные заболевания). В связи с такими ограничениями граждане не вправе требовать у государства предъявления желанной должности.

Равный доступ предполагает ограничение бюрократии и коррупции.

Инструмент равнодоступности – конкурсный отбор.

    Принцип единства правовых и организационных основ ГС – единый подход к организации ГС (ФГС и ГССФ).

Правовой статус ГС, правовое положение служащих, регулирование прохождения ГС, ведение реестра должностей, управление ГС, формирование кадрового состава ГС.

    Принцип взаимосвязи ГС и МС.

Муниципальная служба – самостоятельная административная власть, максимально приближенная к населению, но она встроена в единую систему ГС в стране.

ГС и МС выполняют схожие социальные функции, поэтому должны взаимодействовать. Взаимосвязь обеспечивается посредством(ФЗ № 79):

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

    Принцип открытости:

    Гласность и прозрачность деятельности;

    Доступность общественному контролю;

    Информирование о деятельности государственных органов и государственных служащих;

    Сочетание гласности и конфиденциальности. ГС не должна превращаться в закрытый ящик, работающий только на и для себя;

Граждане вправе знать о структуре и содержании деятельности ГС, положении дел в административной ветви государственной власти, с вакансиях.

Реализуется по средствам деятельности Общественных приемных, Интернет-приемных, специалистов по связи с общественностью.

    Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

Данный принцип определяет качество и эффективность административной власти.

Как нами управляют, так мы и живем.

ГС - это служба, предполагающая высокую квалификацию, требующая высокого мастерства и компетентности.

Профессионализм – глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками (опыт).

Компетентность – знание предмета деятельности, наличие профессионального образования, навыков в работе.

Компетентность полномочий = способность к реализации полномочий.

    Принцип защиты служащих от неправомочного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность – новый принцип, ранее не зафиксирован. Легализовать его заставила практика ГС.

Принцип говорит о том, что государственные служащие находятся под защитой государства.

Никто, кроме уполномоченных законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Служащий может отказаться от выполнения неправомерного поручения начальства.

    Принцип стабильности кадров.

Стабильность – постоянство государственно-служебных отношений. Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против необоснованных действий.

Их положение не должно зависеть от политической конъюнктуры.

Принцип ответственности служащих за их решения – добросовестное выполнение.

  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 1 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 2 страница
  • В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".

    В определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

    Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

    Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

    Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

    Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

    Государственная гражданская служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

    Государственная гражданская служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.



    Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

    Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

    Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.



    Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

    Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

    Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

    Функция Трактовка
    Правоприменительная реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства
    Правотворческая разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ
    Правозащитная обеспечение прав и свобод граждан
    Регулирующая разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении
    Организационная обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

    Принципы гражданской службы - это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы как административной власти.

    В Законе «О системе государственной службы РФ» в гл. 1, ст. 3 сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы:

    · федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    · законность;

    · приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

    · равный доступ граждан к государственной службе;

    · единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

    · взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

    · открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

    · профессионализм и компетентность государственных служащих;

    · защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

    Каждый в отдельности принцип государственной службы отражают не все объективные связи государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.

    Вопрос о целях государственной гражданской службы несмотря на свою важность носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

    Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

    Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

    К основным задачам государственной службы можно отнести:

    • - охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
    • - формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
    • - обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
    • - совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
    • - обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
    • - создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

    Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

    Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. Н. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленых в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации. В свою очередь, А. Ф. Ноздрачев выделяет следующие цели государственной службы:

    • - упорядочение работы государственного аппарата;
    • -установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
    • - определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
    • - регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
    • - формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

    Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратных потребностях, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

    На взгляд автора, цели государственной службы должны совпадать с национальными целями. В этой связи, заслуживает внимания точка зрения Г. В. Атаманчука, который считает, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

    Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства можно считать создание условий, позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремиться к достижению собственных целей, ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

    В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей".

    Формулирование целей государственной службы представляет собой достаточно сложный и противоречивый процесс. В основе рационального подхода к постановке целей для государственной службы лежит обмен взглядов политической элиты и большинства граждан на глубинные потребности и интересы людей, объединенных в государство. Если этого не наблюдается, то самосохранение захваченной власти-собственности превращается в единственную цель существования государственного режима. Как отмечает М. Дмитриев, "цели для государственного аппарата не обозначены и заменены технологиями. Это открывает перед госаппаратом простор для реализации собственных целей и использования "неформальных" рычагов управления. В результате, госаппарат слабо защищает интересы общества, крупных социальных групп, но хорошо защищает свои собственные, ведомственные, "клановые", нейтралистские или региональные интересы, интересы групп.

    Цели государственной службы можно классифицировать по различным основаниям:

    • - по степени общественной важности: а) стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием; б) тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
    • - по результатам: а) конечные; б) промежуточные;
    • - по времени: а) долгосрочные; б) среднесрочные; в) краткосрочные;
    • - по сферам общественной жизни: а) экономические; б) политические; в) социальные; г) духовные.

    Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

    Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

    • - обеспечение конституционного строя;
    • - выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
    • - подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
    • - создание организационных структур государственной власти;
    • - принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
    • - защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
    • - создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

    В системе государственного управления государственнная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны, во-вторых, - изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются госудапрственные органы.

    Каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

    Цели государственной службы можно классифицировать по следующим признакам.

    • 1. Социальные:
      • а) исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов;
      • б) решение общегосударственных задач управления;
      • в) выполнение публичных дел;
      • г) практическое осуществление функции государства;
      • д) создание условий для связи государственного аппарата с народом.
    • 2. Экономические:
      • а) повышение эффективности государственного регулирования экономики;
      • б) осуществление от имени государства управления государственной собственностью;
      • в) поддержка предпринимательства;
      • г) обеспечение финансирования затрат на государственную службу;
      • д) снижение затрат на содержание государственного аппарата.
    • 3. Государственно-политические:
      • а) укрепление правового социального государства;
      • б) организационно-техническое обеспечение органов государственной власти;
      • в) создание условий для связи государственного аппарата с населением;
      • г) выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы;
      • д) обеспечение благосостояния общества.
    • 4. Организационные:
      • а) обеспечение полномочий государственных органов;
      • б) приведение структуры государственного аппарата в соответствии с задачами государственной службы;
      • в) совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе.
    • 5. Правовые:
      • а) реализация государственными служащими законодательства страны;
      • б) разработка специализированного законодательства о государственной службе;
      • в) обеспечение соблюдения законодательства страны;
      • г) создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

    Государственная служба как явление может быть рассмотрена в различных аспектах: как один из видов профессиональной управленческой деятельности, как правовой институт, как социальное явление и т.д.

    В отечественном законодательстве под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов. В качестве ведущего признака в определе­нии данного понятия выделяется профессиональная деятельность, которая осу­ществляется на основе специальных знаний и навыков, заключающихся в не­прерывном, преемственном и компетентном обеспечении полномочий государ­ственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

    Рассматривая функции государственной службы, прежде всего следует отметить, что сама она «может пониматься в функциональном смысле,т.е. как конкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппарата государственных органов, деятельность административно-управленческих структур».

    Деятельность государственных служащих проявляется (осуществляется) в следующих функциях:

    • 1) правоприменительная функция - реализация полномочий регулятивного и распорядительного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства либо государственного органа при исполнении служебных обязанностей;
    • 2) правотворческая функция - разработка и принятие нормативных правовых актов, выдача юридически-властных предписаний для различных субъектов права в системе государственно-управленческой иерархии, законопроектная деятельность, издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача указаний и т.п.;
    • 3) регулирующая функция - разработка и реализация государственной политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий и действий, т.е. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов;
    • 4) организационная функция - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний, оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок и т.д.);
    • 5) правозащитная функция - осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению ими обязанностей перед государством; государственных и иных органов - перед гражданами.

    Государственные служащие, как видим, выполняют большей объем непосредственно административно-управленческих функций, как то: государственное управление, государственно-ориентированные мероприятия, государственный контроль и надзор, государственное планирование и прогнозирование, государственный учет, государственное руководство и координация.

    Таким образом, в практико-функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

    Источниками правового регулирования построения и функционирования государственной службы являются прежде всего Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституция РФ, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов РФ не могут регулировать буквально все вопросы построения и функционирования государственной службы, тем более что по ряду направлений такие законы еще не приняты. Поэтому имеющийся «пробел» в данном правовом поле восполняется иными нормативными правовыми актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами а распоряжениями федеральных министерств и ведомств, аналогичными документами на уровне субъектов РФ. Для удобства использования они издаются в соответствующих сборниках, а не только публикуются в периодической или ведомственной печати.

    Давая характеристику такого элемента общей организации государственной службы, как должности государственной службы, обратимся к статье 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», где сказано:

    Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

    Соответственно видам государственной службы должности государственной службы подразделяются на:

    • - должности федеральной государственной гражданской службы;
    • - должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
    • - воинские должности;
    • - должности правоохранительной службы.

    Должности государственной службы распределяются по категориям и (или) группам в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации об их государственной гражданской службе.

    Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется Указами Президента Российской Федерации.

    Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента России.

    Согласно статье 9 федерального закона о системе государственной службы Российской Федерации Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

    • - перечни должностей федеральной государственной службы;
    • - перечни типовых воинских должностей;
    • - перечни типовых должностей правоохранительной службы. Все указанные перечни утверждаются Президентом Российской Федерации.

    Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом (иным нормативно-правовым актом) субъекта Российской Федерации.

    Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы всех субъектов Федерации составляют «Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации».

    Важно подчеркнуть и то, как решается проблема реализации компетенции Российской Федерации и компетенции субъектов Российской Федерации в сфере установления и правового регулирования отношений государственной службы. При этом укажем, что статья 71 Конституции России четко и недвусмысленно относит к ведению Российской Федерации федеральную государственную службу.

    Вопросы государственной службы субъектов Российской Федерации по смыслу и духу конституционных новелл (статьи 72, а также пунктов 2 статей 76 и 77 Конституции РФ, взятых в их взаимосвязи) отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а следовательно, регулируются федеральными законами о государственной службе и законами (и иными нормативными правовыми актами) соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Это, кстати, широко осуществляется в современной практике правового регулирования государственно-служебной деятельности субъектов Российской Федерации.

    Что еще почитать