Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.
Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2019 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.
Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 6 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют социальным налогом. К тому же есть вероятность, что в 2019-м его вернут.
Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.
Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.
1. ИП, занимающиеся частной практикой.
2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.
У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру гражданско-правовых.
Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2019 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:
За максимальный размер взносов на пенсионное страхование в 2019 году принята сумма 234 832 рублей. Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.
При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В 2018 году вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой.
В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.
Сколько процентов ЕСН в 2019 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов. Во-первых, они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования. В 2017 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.
Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.
Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.
Говоря о таблице ставок ЕСН в 2019 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.
1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.
2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.
3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.
4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.
5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.
6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ .
Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:
Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и форс-мажоры: техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.
Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.
Коды ОКВЭД видов деятельности* |
Тариф для расчета взносов |
|||
в ПФР |
в ФСС на ВНиМ |
в ФФОМС |
||
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2,п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
13, 14, 15, 16 и др. |
|||
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
46.18.1, 46.46.1, 47.73 |
|||
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
||||
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
37, 86, 87, 88, 93 и др. |
|||
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
||||
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). |
||||
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). |
||||
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). |
65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. |
|||
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
||||
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010№ 244-ФЗ) |
|||
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014№ 377-ФЗ) |
|||
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
Виды деятельности устанавливаются отдельно для каждой территории (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2014№ 473-ФЗ). |
|||
Плательщики взносов, получившие статус резидента свободного порта «Владивосток» (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
Любые виды деятельности, кроме запрещенных решением Наблюдательного совета свободного порта Владивосток (ч. 1,2 ст. 6 Закона от 13.07.2015№ 212-ФЗ). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1 |
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составлял не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не превышал 79 млн. руб. |
13, 14, 15, 16 и др. |
|||
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. |
46.18.1, 46.46.1, 47.73 |
|||
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применялась (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) |
31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. |
Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.
Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257
Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
Тарифы страховых взносов на 2017 год
Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.
Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.
Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.
Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.
Категория страхователя | Коды ОКВЭД видов деятельности* | Тариф для расчета взносов | ||
---|---|---|---|---|
в ПФР | в ФСС на ВНиМ | в ФФОМС | ||
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 13, 14, 15, 16 и др. | 20 | 0 | 0 |
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) | 46.18.1, 46.46.1, 47.73 | 20 | 0 | 0 |
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. | 20 | 0 | 0 |
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 37, 86, 87, 88, 93 и др. | 20 | 0 | 0 |
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 64.9, 88.10 | 20 | 0 | 0 |
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 62, 63 | 8 | 2 | 4 |
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 72 | 8 | 2 | 4 |
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. | 8 | 2 | 4 |
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 50 | 0 | 0 | 0 |
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) | 14 | 0 | 0 |
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) | 6 | 1,5 | 0,1 |
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1 ,). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1 | 6 | 1,5 | 0,1 |
* Коды приведены в соответствии с ОКВЭД2 ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)
Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.
Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121
Наименование платежа |
20 Юг, |
2011 г, |
|
|||
В том числе: |
||||||
Фонд занятости |
||||||
Отчисления работников в ПФР |
||||||
Дотации в ПФР средств из Федерального бюджета |
||||||
Коэффициент замещения пеней- |
Единый социальный налог действовал в России до 2010 года, после чего его решили отменить. Однако уже в январе 2016 года появились слухи, что его снова будут платить все работники. Шесть лет назад его заменили на несколько выплат. Такое введение заставляло платить отдельные страховые взносы, зачисляемые в Федеральный бюджет, ФОМС, ФСС и Пенсионный Фонд РФ. За счет этих выплат реализовывается право каждого гражданина на государственное обеспечение пенсией, медицинскую помощь и социальное обеспечение. Ранее он составлял 26% от суммы зарплаты каждого сотрудника. А заменили его на 22% в ПФР, 3% в ФСС и 5% в ФОМС.
Единый социальный налог это сумма, которая является обязательной для уплаты со своего дохода каждым работником в организации или работающим на индивидуального предпринимателя. Именно с нее при достижении определенного возраста или наступлении отдельного случая реализовываются права на страхование, пенсию, медицинскую помощь. Налогоплательщики платят сумму в установленном размере, в соответствии с базой НК РФ, из выплаты по трудовому договору либо из вознаграждения гражданского правового договора.
Налогоплательщиками единого социального налога признаются все лица, которые имеют работу. Однако непосредственно начислять и платить единый социальный налог должны лица, осуществляющие любые выплаты физическим лицам, ИП, организации, предприятия (работодатели), а также ИП, которые занимаются частной практикой.
В Налоговом Кодексе указано два объекта налогообложения по единому социальному налогу, которые нужно знать плательщику, чтобы их платить. Речь идет про выплаты, указанные в трудовом договоре и про вознаграждения, предназначенные физическим лицам по гражданско-правовым документам (о выполнении работ, оказание услуг, авторские договора).
В одной из глав НК РФ (пункт 3 статья 236) указано, что к объектам для платежа не относятся и не признаются такие выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогам на доходы или прибыль (поэтому возврат по ним не предусмотрен). Поэтому их платить не надо.
Так как пока Единый социальный налог не возвращен, значит такую ставку и выплаты нужно рассчитывать с учетом все трех отчислений. В Пенсионный фонд расчет нужно проводить с учетом 22-процентной ставки. Далее второй взнос – в Российский Страховой Фонд – 2,9%. Начислять средств нужно и в Фонд мед страхования – 5,1%. Если эти три платежа объединят и заменят одним новым, то, скорее всего, их просто сложат между собой, и придется платить около 25-30%.
Чтобы рассчитать, сколько нужно платить по отдельным составляющим единого социального взноса, нужно знать точный оклад. Допустим, если он составляет 20 тысяч рублей, то в ПФР нужно платить 22% от оклада – 4400 руб. В ФМС в таком случае нужно внести 1020 руб. Ставка в 2,9% для ФСС означает, что туда необходимо платить 580 рублей.
Ответ на такой вопрос следующий – платят единый социальный налог работодатели, однако высчитывается он из оклада сотрудников. Поэтому, когда вам предлагают оклад, лучше на шпаргалке подсчитать, сколько вам будут платить чистыми.
Единый социальный налог (ЕСН) - это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК. Он введен с 1 января 2001 г. и действует до 1 января 2010 г. ЕСН заменил собой применяемые ранее отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды. Основное предназначение ЕСН - обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.
С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.
Для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.
Основные элементы ЕСН представлены на рисунке.
Определение плательщиков ЕСН имеет важное значение, так как ставки данного налога зависят от того, к какой категории они относятся.
На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к обеим категориям. В этом случае он является налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
При исчислении ЕСН объект налогообложения зависит от того, к какой категории принадлежат налогоплательщики.
Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.
Для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Все перечисленные выше выплаты не признаются объектом налогообложения, если:
Налоговая база определяется исходя из стоимостной оценки установленного НК объекта налогообложения.
Для налогоплательщиков-работодателей она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы выплат, за исключением выплат, не признаваемых объектом налогообложения, и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК.
В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели при исчислении ЕСН должны теперь определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.
Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль в главе 25 НК.
Существует ряд выплат, которые не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии со ст. 238 НК. В частности, к ним относятся государственные пособия, некоторые компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и др. Полный перечень таких выплат с небольшими изменениями продублирован в Федеральном законе о страховых взносах на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые будут применяться вместо ЕСН с 1 января 2010 г. (см. главу 12 учебника).
По ЕСН установлены налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются доходы, суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающие в течение налогового периода 100 тыс. руб. в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, а также выплаты любым физическим лицам в тех же пределах, производимые общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов (ст. 239 НК).
Налоговый период в соответствии со ст. 240 НК - календарный год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев.
Налоговые ставки по ЕСН в соответствии со ст. 241 НК дифференцированы по категориям налогоплательщиков (налогоплательщики-работодатели; сельскохозяйственные товаропроизводители; налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; ИП; адвокаты; нотариусы). Следует отметить, что для всех категорий налогоплательщиков ставки носят регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы размер ставки уменьшается. Наиболее распространенная шкала ставок ЕСН для налогоплательщиков-работодателей представлена в таблице.
Порядок исчисления ЕСН регулируется в ст. 243-245 НК. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. При этом она определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики-работодатели уменьшают:
Налогоплательщики, получающие собственные доходы, не исчисляют и не уплачивают налог в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ, соответственно и не производят такое уменьшение сумм налога.
Порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями определяется следующим образом (ст. 243 НК) .
1 В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца.
2 По итогам отчетного периода (три, шесть и девять месяцев) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики исчисляют и уплачивают разницу между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН (авансовых платежей), представляют расчет в налоговый орган.
3 По итогам налогового периода (года) налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.
cruzefan.ru - Автомобильный портал - Cruzefan