Пункт 1.2 инструкции 138 и. С изменениями и дополнениями от

14.11.2017

2 ноября 2017 года была опубликована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (вступает в силу с 1 марта 2018 г. ; одновременно прекращает свое действие действовавшая ранее Инструкция № 138-И от 4 июня 2012 г.).

Новая Инструкция несколько упрощает порядок оформления в российских уполномоченных банках документов, связанных с проведение валютных операций по внешнеэкономическим сделкам. Она распространяется на резидентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов, не являющихся физическими лицами.

Согласно указанной Инструкции:

  1. Произошла отмена требования по оформлению паспортов сделок. Предыдущая Инструкция № 138-И устанавливала порог суммы обязательств по контракту, превышение которого требовало оформления паспорта сделки, в размере 50 000 долларов США. Новая Инструкция 181-И не предусматривает требование составления паспорта сделки.
  2. Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях и ведомостей валютного контроля , являвшихся формами учета. При этом требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, сохраняется.
  3. Устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в банк подтверждающих документов и информации в связи с осуществлением валютных операций.

В частности, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении банка о ее зачислении.

При списании иностранной валюты с расчетного счета резидента, резидент должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, одновременно с распоряжением о списании.

Требования по представлению подтверждающих документов распространяются на договоры, (заключенные между резидентами и нерезидентами, и предусматривающие расчеты через счета резидентов (открытые как в российских, так и в иностранных банках)), сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:

  • для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллионов рублей ;
  • для экспортных контрактов – 6 миллионов рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), определяется на дату его заключения либо в случае изменения суммы обязательств – на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Если сумма обязательств по договору с нерезидентом равна или не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, представление документов, связанных с проведением валютных операций по такому договору, не требуется.

  1. Вводится новый порядок учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров (а также снятия их с учета и изменения сведений в них), которые заменяет собой существующий порядок оформления паспортов сделок.

Резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту, либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке и проводить расчеты по такому контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт. Банк принимает контракт на учет и присваивает ему уникальный номер (о чем информирует резидента).

Для постановки контракта на учет требуются практически те же сведения, что и сейчас для заполнения паспорта сделки:

  • общие сведения о контракте: вид контракта, дата, номер (при наличии), валюта контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту: наименование, страна.
  1. Паспорта сделки, оформленные, но не закрытые до 1 марта 2018, будут считаться закрытыми с указанной даты. При этом отметка об их закрытии в паспорте сделки проставляться не будет, а его уникальный номер будет перенесен банком в реестр в качестве номера поставленного на учет контракта.

Отметим, что банки не вправе отказать в постановке контракта на учет. При этом максимальный срок для такой операции не может составить более 1 рабочего дня. Действовавшей ранее Инструкцией 138-И был установлен срок для оформления паспорта сделки в 3 рабочих дня.

В дополнение к этому необходимо упомянуть, что помимо изменений правил оформления сделок для целей валютного контроля в сторону их упрощения (уменьшение количества требуемых документов; увеличение пороговых значений сумм сделки, при которых требуется их постановка на учет; уменьшение сроков постановки сделки на учет), появились и другие особенности регулирования внешнеэкономических сделок, предусмотренные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . К ним относятся следующие:

  1. Устанавливается обязательное требование указания срока исполнения обязательств сторонами по внешнеэкономическому договору.

Исходя из формулировки новой редакции пункта 1.1 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , необходимо будет не только указывать срок исполнения обязательств в договоре, заключенном между резидентом РФ и нерезидентом, но и сообщать банкам точные сроки зачисления денежных средств в иностранной валюте на счет резидента, а также точные сроки исполнения обязательств нерезидентом.

Формулировка предшествующей редакции позволяла указывать в банковских формах учета ожидаемые сроки исполнения обязательств и зачислений денежных средств в иностранной валюте. Новая редакция вступит в силу с 14 мая 2018 г.

Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда внешнеэкономический договор без указания сроков исполнений обязательств будет признан недействительным вследствие несоответствия законодательным требованиям, либо банк откажет в проведении валютной операции по такому договору.

  1. Расширение перечня оснований для отказа в проведении валютной операции.

Помимо предусмотренных ранее оснований для отказа в проведении операции из-за непредставления сторонами сделки требуемых банками документов по валютной сделке или недостоверности указанных в таких документах сведений, после вступления в силу положений новой редакции ФЗ-173 банки смогут отказывать и по иным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть осуществление запрещенных операции по зачислению средств на счет резидента РФ в иностранном банке, осуществление запрещенных валютных операций между резидентами РФ, а также несоответствие представляемых в связи с проведением сделки документов законодательным требованиям.

  1. Вводится административная ответственность за осуществление запрещенных валютных операций для должностных лиц в дополнение к имеющейся ответственности для физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Ответственность заключается в уплате штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей нарушившим валютное законодательство должностным лицом. За повторное совершение незаконной валютной операции должностное лицо может быть подвержено дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Обобщение

Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).

С 01 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России от 16.08.2017 № «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая отменяет действие Инструкции № , способствуя либерализации действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций.

Банк России отмечает, что введение в действие Инструкции 181-И взамен 138-И снизит нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упростит механизм взаимодействия резидентов и банков, повысит оперативность работы резидентов-экспортеров, перераспределяет нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки.

C 1 октября 2012 года вступает в силу Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», которая отменяет ранее действующие инструкции ЦБ и изменяет порядок заполнения банковских документов, а также порядок проведения учета банковских операций и контроля за валютными операциями уполномоченного банка.

Краткий перечень основных изменений, которые вводятся новой Инструкцией № 138-И с 1 октября 2012 года:

1. Изменяется форма, порядок заполнения и представления в банк Паспорта сделки, оформляемого по контракту (форма 1) и по кредитному договору (форма 2). Бланк Паспорта сделки, оформляемого по контракту (форма 1), будет содержать только один лист. Бланк Паспорта сделки, оформляемого по кредитному договору (форма 2), будет составляться на двух листах;

2. Максимальное значение суммы, при которой можно не оформлять Паспорт сделки (и по контрактам и по кредитным договорам), будет составлять в эквиваленте 50 тысяч США, рассчитываемой по курсу Банка России на дату заключения контракта (кредитного договора). Это означает, что по контрактам (кредитным договорам), сумма обязательств по которым менее или равна 50 тыс. долларов США, оформление Паспорта сделки не требуется;

3. Паспорт сделки должен будет представляться в банк в одном экземпляре;

4. Расширен перечень сделок, по которым должен быть оформлен Паспорт сделки. Помимо операций, связанных с экспортом и импортом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности, кредитами и займами, оформление Паспорта сделки теперь требуется при проведении следующих операций, связанных:

С реализацией агентских договоров (договоров комиссии, поручительства)

С продажей (приобретением) на территории РФ или за пределами территории РФ ГСМ (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания средств

С оказанием услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории РФ или за пределами территории РФ ГСМ (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств

С передачей недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга).

5. Сроки оформления резидентом Паспорта сделки:

При списании иностранной валюты или валюты РФ по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента – не позднее дня осуществления платежа по контракту (кредитному договору) и представления Справки о валютной операции

При зачислении иностранной валюты или валюты РФ по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента – не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления на транзитный валютный счет резидента и представления Справки о валютной операции

При вывозе (ввозе) товаров - не позднее даты подачи таможенной декларации

При вывозе (ввозе) товаров без оформления таможенной декларации и при оказании работ (услуг) – не позднее срока оформления Справки о подтверждающих документах.

6. Значительно меняется перечень кодов видов валютных операций, практически все группы кодов изменены и дополнены новыми кодами, в том числе следует обратить внимание на изменения кодов в группах 10 (экспорт товаров), 11 (импорт товаров), 20 (выполнение работ (оказание услуг) для нерезидентов), 21 (выполнение работ (оказание услуг) нерезидентами);

7. Вводятся новые группы кодов – 22 и 23 для контрактов смешанного типа: их использование предназначено при работе по контрактам (в том числе по агентским договорам, договорам комиссии и поручительства), по условиям которых одновременно осуществляется и ввоз (вывоз) товаров и выполнение работ (оказание услуг);

8. Вводится новая группа кодов – 32 (для операций, связанных с расчетами по договорам уступки требования и перевода долга, заключенным между резидентами и нерезидентами)

9. Упраздняется Справка о поступлении валюты Российской Федерации, в этой связи, с 1 октября 2012 года при списании с расчетных счетов резидентов валюты РФ (рублей) в пользу нерезидентов и при зачислении на расчетные счета резидентов валюты РФ (рублей) от нерезидентов по контрактам (кредитным договорам), по которым оформлен Паспорт сделки, необходимо будет представлять в банк Справку о валютной операции в установленные Инструкцией № 138-И сроки:

При зачислении на расчетный счет валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента – не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления

При списании с расчетного счета валюты Российской Федерации в пользу нерезидента – одновременно с расчетным документом;

10. При составлении резидентом расчетного документа на перечисление валюты Российской Федерации в пользу нерезидента информация о номере Паспорта сделки в назначении платежа расчетного документа не указывается. Платежное поручение должно содержать информацию только о коде вида валютной операции, которая указывается, как и раньше, в фигурных скобках в поле «Назначение платежа» перед текстовой частью, например: {VO11100};

11. Изменяется форма, порядок составления и представления Справки о валютной операции, которая должна будет представляться резидентами в банк при проведении валютных операций:

В иностранной валюте

В валюте РФ при расчетах по контракту (кредитному договору), по которому оформлен Паспорт сделки

При этом, при проведении расчетов с нерезидентом в иностранной валюте по контракту (кредитному договору), по которому Паспорт сделки резидентом не оформляется, в Справке о валютной операции должен будет указываться номер и дата документа, на основании которого осуществляется валютная операция. При осуществлении расчетов по Паспорту сделки, необходимо будет указывать информацию об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен Паспорт сделки, путем передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет осуществляемого резидентом авансового платежа;

12. При зачислении на расчетный счет резидента валюты РФ, поступившей от нерезидента, в случае несогласия резидента с кодом валютной операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по валютной операции, либо если в расчетном документе по валютной операции не был указан код валютной операции, резидент в установленный Инструкцией № 138-И срок, представляет Справку о валютной операции, в которой указывает код валютной операции, соответствующий представленным документам, связанным с проведением валютной операции;

13. Определены следующие сроки представления Справки о валютной операции (представляется в банк в одном экземпляре):

При зачислении денежных средств на транзитный валютный счет (расчетный счет) – не позднее 15 рабочих дней после даты их зачисления

При списании денежных средств с текущего валютного счета (расчетного счета) – одновременно с расчетным документом;

14. Изменяется форма, порядок составления и представления Справки о подтверждающих документах, при этом полностью изменен перечень кодов видов подтверждающих документов. Необходимо будет указывать информацию (признак), характеризующую поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, например, признак 1 – исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента, и так далее, всего 4 признака.

15. При осуществлении экспорта товаров, оказании нерезиденту услуг, выполнении для нерезидента работ, оплата за которые осуществляется по факту экспорта товаров (оказания услуг, выполнения работ), при предоставлении в банк подтверждающих документов резиденты должны будут указывать в Справке о подтверждающих документах информацию об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Срок указываетяся исходя из условий контрактов и (или) в соответствии с обычаями делового оборота;

16. Справка о подтверждающих документах должна будет представляться в банк в случае оформления по контракту (кредитному договору) документов, подтверждающих иное (отличное от денежных расчетов) исполнение обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен Паспорт сделки, а также изменение или прекращение обязательств по контракту (кредитному договору);

17. Определены следующие сроки представления Справки о подтверждающих документах:

В случае представления таможенной декларации - не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации

В случае представления документа, подтверждающего ввоз/вывоз товаров (без оформления таможенной декларации), оказание услуг (выполнение работ), а также документа, подтверждающего иное исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору)) - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

ВНИМАНИЕ! Обновление новости по состоянию на 03.11.2017.

Новая Инструкция №181-и уже опубликована и вступает в силу с 01 января 2018 года )

В декабре 2017 г. планируется изменение порядка взаимодействия резидентов и нерезидентов с банками при осуществлении валютных операций
Банк России разместил на своем сайте проект инструкции «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним». Этот нормативный документ в момент своего вступления в силу заменит действующую в настоящее время Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
В пояснительной записке к проекту указано, что документ направлен на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций.
И действительно, компания больше не будет представлять в банк справку о валютных операциях ни при зачислении иностранной валюты на транзитный счет, ни при списании иностранной валюты со своего расчетного счета. Паспорт сделки в виде уже привычного документа также перестает существовать.
Но это не значит, что либерализуется валютный контроль. Скорее упрощается документооборот между компанией и банком в части проведения валютных операций.
Так, для проведения валютных операций по-прежнему будет необходимо предоставить банку лежащий в ее основе контракт. Этот контракт ставится банком на учет с присвоением ему уникального номера. В проекте инструкции вместо термина «Банк ПС» (банк паспорта сделки), которым оперировала Инструкция № 138-И, употребляется термин «Банк УК» — по всей видимости, это сокращение от «банк учета контракта». Одновременно с постановкой контракта на учет банк формирует ведомость банковского контроля (этот тип документа никуда не исчезает — банк по закону должен контролировать валютные операции). Перечень данных по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение банка, представлен в приложении к проекту новой инструкции. Если в контракте не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортера или импортера. После полного исполнения обязательств по контракту, экспортер (импортер) представляет в банк заявление о снятии контракта с учета. Точно так же соответствующее заявление (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) представляется в банк при внесении в контракт изменений или дополнений плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, например дополнительное соглашение к контракту.
При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту компания по-прежнему должна будет представлять в банк справку о подтверждающих документах и сами эти документы. При этом, если верить новому проекту, экспортеры и импортеры больше не будут представлять в банк декларации на товары. Связано это с тем, что между банками и таможенными органами уже налажен электронный обмен информацией в рамках таможенно-банковского контроля, и информация о декларациях на товары поступает в банк в автоматизированном режиме без участия экспортера или импортера.
Необходимо отметить, что отдельная глава проекта посвящена особенностям учета банком операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов или банковских платежных обязательств.
Компании, осуществляющие валютные операции, все так же должны будут присваивать операции код вида валютной операции.
Разумеется, проект новой инструкции содержит еще множество положений и нюансов, но в целом можно говорить о том, что наконец-то снизится нагрузка на компании в части переписывания данных из одного документа в другой, что сократит количество ошибок при оформлении документов и упростит механизм взаимодействия компаний и банков. Кроме того, получается, что новый документ исключает какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.
Предполагается, что новый порядок вступит в силу с 1 декабря 2017 г. Но в настоящее время проект этого документа находится в стадии публичного обсуждения.
С полным текстом проекта можно

Что еще почитать