Обучение детей счёту. Обучение детей счёту Обучение устному счету

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное . Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью , выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Обучение счету можно начинать с дошкольного возраста, однако сильно усердствовать в этом не следует. Не нужно посвящать малыша в математические тонкости, если «душа не лежит». Научите его к школе считать до 20, разберите состав числа, и этого будет достаточно. Остальные знания он получит после.

Как научить?

Карточки и подручные материалы

Если родители занимаются с малышом самостоятельно, им необходимо усвоить главный принцип: лучше всего ребенок усваивает информацию о счете зрительно. Обучение маленьких дошкольников на слух будет бесполезно. Приготовьте подручные средства для счета в пределах 5 или 10 (в зависимости от навыков малыша). Это могут быть игрушки, цифры из пластмассы или картона, овощи или фрукты и т.д. или распечатайте с нашего сайта. Подойдет все, что можно посчитать.

Разложите предметы в ряд. Начинайте с небольшого количества, например, с трех или пяти. Пусть ребенок показывает пальчиком на каждый предмет и считает за вами: один, два, три… Для дошкольников это полезное занятие.

Считалочки

Для детей дошкольного возраста прекрасно подойдет считалочка как способ обучения счету. Их можно начинать разучивать самостоятельно, без привязки к числовым играм, но можно с их помощью повторять счет.

Очень хорошие книги по обучению счету Вы можете скачать торрент файл совершенно бесплатно:

  1. « » Андрей Усачев
  2. « » Сергей Волков

Популярные видео с детскими считалками можно посмотреть здесь

Для группы детей дошкольного возраста можно придумать игру в прятки, догонялки и т.д., где должна использоваться считалка.

Для детей дошкольного возраста, умеющих считать в пределах 10, подойдет считалка сложнее. Таких в фольклоре много: ребята активно используют их в своих играх.

Сортируем предметы по признакам

Кроме прямого и обратного счета, для детей дошкольного возраста важно научиться сортировать предметы по каким-либо признакам. Такие упражнения развивают логику, память. Методика обучения счету предлагает формировать для дошкольников следующие задания:

  • знакомить детей дошкольного возраста с такими понятиями, как много, мало, один и несколько;
  • сортировать предметы по одному признаку (например, отбирать только синие, зеленые, высокие, низкие, большие и т.д.);
  • находить предмет, исходя из заданного признака;
  • манипулировать выражениями: столько, сколько, одинаково, больший, меньший и т. д.

Предлагая для дошкольников подобные задания, можно параллельно считать с ними выбранные предметы в пределах 10 (или более, если ребенок подготовлен). Обучение счету можно проводить в любой подходящей бытовой ситуации. Например, в миске лежит несколько яблок. Предложите ребенку посчитать, сколько яблок лежит в миске. В награду дайте ему попробовать одно из них.

Не обязательно учить дошкольников считать только предметы, разложенные в один ряд. В пределах 10 вполне можно обустроить счетную дорожку вертикально. Возьмите обыкновенные кубики для детей дошкольного возраста и поставьте их один на другой. Затем попросите ребенка посчитать, сколько кубиков в башне. Для этой цели отлично подойдет пирамидка из окружностей, которая есть в любом магазине для детей дошкольного возраста: считайте, сколько в ней кругов.

Старайтесь, чтобы ребенок отвечал на вопрос: Сколько? Это самая большая задача для дошкольников.

Понятие «поровну»

С 5-6 лет для детей дошкольного возраста необходимо готовить задания, где они должны разложить поровну число. Хорошо, если ребенок уже умеет считать в пределах 10. Это облегчит задачу родителям и расширит возможности игр. Чтобы малышу было интереснее раскладывать, посадите перед ним любимые игрушки, и пусть каждой из них малыш отмеряет равное количество предметов.

Например: у Коли есть 4 яблока. Нужно разделить их между зайчиком и мишкой. Сколько каждому нужно яблок?

Если эта задачка трудна для детей, пусть сначала раздадут каждому по одному яблоку, затем еще по одному. После можно посчитать, сколько яблок получили мишка и зайчик. Делаем вывод, что если к двум прибавить два, то получится четыре.

Еще одна интересная задача для детей, считающих в пределах 5 или 10, — найти лишний предмет. Разложите перед малышом 5 чашек (коробочек, горшочков и т. д.) и дайте 4 предмета. Пусть ребенок разложит предметы в тару, а оставшаяся чашка или коробочка будет лишней. Сделайте акцент на том, что 5 больше 4. Так ребенок, считающий в пределах 5, уже будет понимать, что означает больше или меньше.

Математические игры

Вы можете использовать эти интересные для игр

Поставь цифры в рядок (обучение счету в пределах 5 или 10)

Малышам раздаются карточки с цифрами. Их задача – выставить их по порядку. Можно усложнить задачу. Дать детям одинаковое количество карт с цифрами, но перевернуть их, чтобы дети не видели числовых значений. Затем попросите их открывать любые карточки и раскладывать в ряд относительно друг друга. Так дети будут знакомиться с понятиями больше-меньше.

Волшебники

Дети должны угадать число в пределах 5 или 10. Взрослый дает подсказку. Например: это число больше 4, но меньше 6. Дети отвечают: 5.

Хлопки

Ребята открывают карточки с цифрами и прохлопывают столько раз, сколько требует число.

Где домик цифры

Ребенку предлагается выяснить, по соседству с какими цифрами живет нужное число. Например: 7 живет между 6 и 8.

Что должен знать дошкольник?

  • К 5-6 годам дошкольник должен считать до 20 и знать состав числа.
  • Считать в пределах 10 в обратном порядке.
  • Знать, с какими цифрами соседствуют числа в пределах 10.
  • Делить число на 2 или 4 части.
  • Измерять предметы с помощью палочек или веревочек.
  • Сравнивать предметы по геометрическим признакам: выше, больше, длиннее и т. д.
  • Знать названия простейших геометрических фигур.

При обучении детей счету не стоит вдаваться в крайности и стараться выучить с ними таблицу умножения к 5 годам. Если ребенок интересуется, обладает хорошей памятью, речью, вы можете предлагать ему более сложные задания. Настаивать и заставлять не нужно. Заинтересовывайте его игрой, предлагайте разноплановые задания, иначе вы рискуете навсегда отбить охоту от изучения математики. Проявите мудрость и терпимость, и малыш наверняка освоит счет.

Видео по методике Зайцева

Когда малыш вырастает из пеленок, начинает бегать, говорить и интересоваться всем подряд, любящие родители задумываются о том, как научить ребенка считать. Эти навыки очень полезны маленькому человеку, и чем раньше он освоит их, тем будет лучше.
Далее поговорим о том, как познакомить кроху с цифрами и числами до 100.

Когда учить ребенка счету?

Точных сроков никто не сможет назвать, но научно доказано, что в 2-3 года у ребенка возникает наиболее сильная потребность в новых знаниях и получении информации. Сейчас кроха готов учить все, он впитывает знания, как губка, тянется к неизведанному и вообще являет собой идеальную почву для взращивания тех или иных способностей.

Именно поэтому лучше начать знакомить малыша с цифрами в период от двух до трех лет. Впрочем, можно сделать это и раньше. Уже в годовалом возрасте дети способы понимать, что один и два разные вещи, хотя до конца осознать количественные состояния предметов они пока не в силах.



Как научить считать до 10?

Счет до 10 – основная задача, которую нужно поставить родителю маленького ребенка. Но освоить сразу 10 цифр малышу может быть сложно, поэтому научите кроху сначала считать до 5.

Для этого можно прибегнуть к следующим методам, которые легко реализовать в домашних условиях.

  • На руке пять пальцев – отталкиваясь от этого, знакомьте карапуза с «именами» цифр.
  • Показывайте карточки с изображенными на них предметами (от одного до пяти) — помните, изображение самих цифр пока лучше не показывать малышу.
  • Развивающие мультфильмы и передачи – их можно найти в Интернете.
  • Счеты и другие обучающие игрушки.
  • Стишки и потешки.
  • Счет в повседневной жизни.

Очень хорошо, если вы приобщите малыша к домашним делам, параллельно обучая счету. Например, можете поручить крохе вымыть пять чашек. При этом попросите чадо считать: раз чашка, два чашка. Или перед походом в магазин попросите малыша запомнить пять позиций из списка продуктов. Ребенок должен напомнить вам о том, что нужно купить. При этом можно загибать пальцы, чтобы не сбиться со счета. Это позволит как научить ребенка считать в уме, так и позаботиться о развитии его памяти.

Полезными будут занятия с карточками. Такие пособия продаются во всех книжных магазинах и в интернет-магазинах для детей. Сначала показывайте карточки последовательно, затем чередуйте – пусть чадо отвечает, сколько на карточке изображено предметов (помните, что написание цифр мы пока не учим!)

Но постарайтесь не надоедать малышу со своей «математикой». Делайте все ненавязчиво и легко, в игровой форме, чтобы малыш раньше времени не чувствовал себя учеником в школьном классе.

Это занятие похоже на то, когда вы хотите научить ребенка читать по слогам и поэтапно знакомите его с буквами и звуками. Не спешите, убедитесь, что малыш хорошо усвоил полученную информацию, прежде чем переходить к следующему этапу обучения.



Как научить ребенка писать цифры?

После того, как первые 10 цифр будут изучены, можете показать ребенку, как они пишутся. Лучше не нагружать память малыша и изучать в день по одной письменной цифре.

Посвятите цифре весь день:

  • напишите ее на листе бумаге и повесьте на видном месте;
  • вместе с чадом вылепите цифру из пластилина;
  • посмотрите передачу, где рассказано про эту цифру;
  • приводите примеры с помощью календаря. Например, «2-го числа мы поедем к бабушке».

Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.



Как научить считать до 20?

Следующим этапом математического обучения ребенка в домашних условиях будет счет до 20. Приступать к занятиям следует лишь тогда, когда кроха уже хорошо освоил цифры от 1 до 9 и число 10.

  1. Объясните, что каждое последующее (дальше 10) число будет состоять из двух цифр. Другими словами каждое число делится на десятки и единицы. Первая цифра – десятки, вторая – единицы.
  2. Используйте две коробки. В одну положите десять предметов (шариков, кубиков и т. д.) в другую – один (2, 3, 4), этот наглядный пример поможет малышу понять, что к чему.
  3. Скажите, что все цифры в позиции единиц идут одно за другим, то есть после 11 идет 12, затем 13, 14 и т. д.
  4. Когда ребенок поймет суть счета до 20, можете дать ему небольшое задание. Например, попросите чадо положить в пустую коробку 16 сушек (конфет, мячиков). При этом малыш должен считать вслух.



Как научить считать до 100?

К 4-5 годам, когда малыш уже считает от 1 до 20, можно познакомить его с числами до 100. Это требует определенного терпения и времени, обучение счету процесс довольно долгий и трудоемкий.

  1. Прежде всего, расскажите, что десятков в числовом ряде до 100 существует 9. Назовите числа – 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. Но оговоритесь, что между этими числами есть еще единицы, то есть эти числа не идут один за другим.
  2. После этого небольшого обзорного урока предложите ребенку выучивать за день по 10 новых чисел. Начните с третьего десятка (21, 22, 23…). Перед сном попросите малыша рассказать, что он выучил. При этом можно повторить и пройденный материал, сосчитав любые предметы.
  3. Когда ребенок изучет несколько десятков чисел, поиграйте с ним в игру: покажите числовой ряд с пропущенным числом посередине. Малыш должен найти и вставить потерянный элемент.
  4. За правильные ответы хвалите ребенка, радуйтесь его успехам. Мотивируйте малыша к обучению.



Как научить складывать и вычитать?

Такие базовые операции, как сложение и вычитание, пригодятся ребенку еще до школы. Умение посчитать предметы в повседневной жизни придаст крохе уверенности в себе, а также даст толчок развитию интеллекта. Но с чего начать?

Прежде всего, запомните – никаких уроков математики! Только игра и интересное времяпрепровождение.

  1. Приготовьте наглядным материал: яблоки, конфеты, кубики – то, чем малышу будет интересно оперировать.
  2. Для начала разберите простое число (например, 3). Получить в сумме 3 можно, сложив две конфеты и одну. Попросите малыша показать, насколько он понял объяснение.
  3. Продолжайте складывать, пока ребенок не уяснит, что к чему, и лишь потом переходите к вычитанию.

– полезно знать и произносить с самого раннего детства. Кроме знания счета, они прекрасно тренирует память ребенка. Чем необычнее сюжет считалочки, тем быстрее она запоминается малышами.На сайте вы сможете найти считалочки для обучению счету до пяти и до десяти, надеюсь вашим деткам понравятся on-line считалочки с профессиональной озвучкой.

Считалочки on-line


Курочка
Тигр

Скачать
Котята
Вороны


Скачать Скачать

Считалочки для детей – счет до 5

Раз, два – синева!
Три, четыре – солнце в мире!
Пять, шесть – речка есть!


Е. Благина

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть!
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!

***
Шли бараны по дороге
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем ноги вытирать!
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей!

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Научилась я считать!
Протянул мне руку Колька:
«Сосчитай-ка пальцев сколько!»
Что же тут не сосчитать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, не попал!
Серый зайка убежал!

***
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире!
Чай пили, чашки били!
По три денежки платили.

***
Раз, два, три, четыре!
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех начну считать опять!

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго!
Берегите же друг друга!

***
Петушок, петушок!
Покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем
Сколько перешек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять!
Не возможно сосчитать!

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел тигр погулять!
Он по улице идет
Ни к кому не пристает!
Но от тигра почему-то
Разбегается народ!
Э. Успенский

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать
– Крепкие, дружные,
Все такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые
Хоть не очень чистые!
З. Александрова

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо ложки сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо вилки сосчитать!
Ложки, вилки, ложки, вилки…
В голове шуршат опилки!
Е. Карганова

***
Раз, два, три, четыре, пять!
Все могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок и мальчишек,
Их сестренок и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме!
М. Пляцковский

Считалочки для детей - счет до 10.

Раз, два – синева!
Три, четыре – солнце в мире!
Пять, шесть – речка есть!
Семь, восемь – майки сбросим!
Девять, десять – загораем целый месяц!

***
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть - ворона на столбе,
Семь - ворона на трубе,
Восемь – села на плакат,
Девять – кормит воронят…
Ну, а десять – это галка.
Вот и кончилась считалка!
А. Усачев

***
У лисицы новоселье
Ждет гостей в лесу веселье.
Первый гость узнал об этом
И пришел енот с букетом.

Волк с лисою кумовья:
«Мой подарок – это я!»
Первым волк хотел придти,
Да замешкался в пути.
«Вот тебе и пир горой
Неужели я второй?»

Третий- зайка озорной
Тащит чайник заварной
Вот лисичка будет рада-
Угощать гостей ей надо.
Чай заварит крепкий, мятный
Очень вкусный, ароматный.

Кто четвертый гость у нас?
Тетя мышь придет сейчас.
«Я на ярмарке была,
Книгу сказок принесла
Деткам на ночь прочитать,
Крепче детки будут спать»

Пятый гость притопал мишка
Очень маленький Топтыжка.
А подарок? В чем вопрос?
Мишка сладкий мед принес.

Еж колючий – гость шестой
- Забегал в лесок густой.
Там грибов набрал немножко
И принес лисе лукошко.

Серый ослик – гость седьмой
Возвращается домой.
Он с утра задумчив был
И подарок позабыл.
Дома, прямо у дверей:
«Побегу за ним скорей!»

Гость восьмой к лисе идет
- Очень важный рыжий кот.
Кот несет ей самовар,
Что сверкает будто жар.
«Гостя лисонька встречай
Да налей покрепче чай!»

А девятый шарик пес,
Он гармонь лисе принес.
«Здравствуй лисонька-сестрица,
Не пора ли нам мириться?
– Мы полаялись вчера
У хозяйского двора.
Ты пришла в курятник в наш,
Ну а я - хозяйский страж!»

Познакомьтесь гость десятый,
Это тигр полосатый.
Обещал он не кусаться,
На зверюшек не бросаться
У лисы на новоселье.
Пустим тигра на веселье?
М. Манакова.

***
Нелегко считать цыпляток
- Их у курицы десяток:
Этот вот забрался в таз - раз.
А другой полез в дрова - два.
В клюв лягушку не бери, три!
Вот четвертый спрыгнул в яму -
Уморить он хочет маму!
В лужу норовит опять - пять!
Под крыльцо собрался лезть - шесть!
Куд-куда! Не лезь на горку...
Семь - ему устрою порку!
Восемь - прыгнул в конуру...
Нет, ей-богу, я умру!
Где девятый? Быстро брось!
- Это не червяк, а гвоздь!
Вот десятый. Он - хороший...
Стой, куда? Не лезь в галошу!
Погодите! Куд-куда?
Разбежались кто куда...
Только всех пересчитала -
Начинай считать сначала!
А. Усачев

***
Раз – судья в свисток свистит
Два – спортсмен с мячом стоит
Три – косой осоку косим.
На четыре – сено носим.
Пять – скрипит в саду калитка.
Шесть - на листики улитка.
Семь – затих в кустах кузнечик.
Восемь – пас пастух овечек.
Девять – вечер наступает
Десять – Саша засыпает.

***
Раз – автобус нас привез.
Два – грыз косточку Барбос.
Три – у Светы есть скакалка.
На четыре - скачет галка.
Пять – барсук солому стелет.
Шесть – соседка свеклу сеет.
Семь – собака пьет из миски.
Восемь – киска ест сосиски.
Девять – солнышко садится.
Десять – спать сурок ложится.

***
Раз – слоненок строит мост.
Два – у сов короткий хвост.
Три – сорвал осел цветок.
На четыре - съел цветок
Пять - у дятла остры нос.
Шесть – сорняк на клумбе рос.
Семь – лиса в лесу сидит.
Восемь – сок в стакан налит.
Девять – скоро тихо станет.
Десять - сон приснился Тане.

***
Раз – звенит звонок в прихожей.
Два – зашел ко мне Сережа.
Три – загадку загадал.
На четыре – угадал.
Пять – заколка есть у Зины.
Шесть – змея ползет к корзине.
Семь - грызет морковку зайка.
Восемь – злится здесь хозяйка.
Девять - близится закат
Десять – спать зовут ребят.

***
Раз – царапается кот.
Два – акация цветет.
Три – у курицы яйцо.
На четыре – мой лицо.
Пять – царевна на крыльце.
Шесть - румянец на лице.
Семь – дворец большой стоит.
Восемь - в центре царь сидит.
Девять - к нам с письмом гонец.
Десять - сказки тут конец.

***
Раз – шуршит в шкафу мышонок.
Два – в кадушки лягушонок.
Три – шакал пошел в камыш.
А четыре – в шляпе мышь.
Пять – напишем в школе «шишка».
Шесть – шалит, шуршит мартышка.
Семь – на крыше наша кошка.
Восемь – шмель влетел в окошко.
Девять – шапку шьет швея.
Десять - шел по шпалам я.

***
Раз – шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три – ношу в шалаш игрушки.
На четыре – мою ушки.
Пять – купили Даше шашки
Шесть – покушай пшенной кашки.
Семь - в лукошке три картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять – штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг

***
Раз – щенок жует прищепку.
Два – ищейка ищет щепку.
Три – щавель положим в щи.
На четыре – мышь пищит.
Пять - щегол щебечет в чаще.
Шесть - я чищу детский плащик.
Семь – ловили мы лещей.
Восемь – борщ из овощей.
Девять – гонщик шел на площадь.
Десять – вещи тащит лошадь.

***
Раз – лакал кот молоко.
Два - олени далеко.
Три – лапшу положим в плошки.
На четыре – взяли ложки.
Пять - стекло Олег разбил.
Шесть – бульон в котле остыл.
Семь – булавок в лавке мало.
Восемь – стелем одеяло.
Девять – хлопнула хлопушка.
Десять - квакнула лягушка.

***
Раз - Володя в школу шел.
Два – тянул телегу вол.
Три – волк узел завязал.
На четыре – развязал.
Пять – был белым колобок.
Шесть – упал под стул клубок.
Семь - лошадка побежала.
Восемь - белка поскакала.
Девять – сокол в облаках.
Десять - пчелы на лугах.

***
Раз – морковка в огороде.
Два – Егор забор городит.
Три - на море пароход.
На четыре – быстрый ход.
Пять – ворона на пороге.
Шесть - крапива вдоль дороги.
Семь – рисую натюрморт.
Восемь – режу бутерброд.
Девять – роет крот нору.
Десять жук грызет кору.

***
Раз - в корыте корм для хрюшки.
Два – нарвем скорей петрушки.
Три – картошку дружно жарим.
На четыре – рыбу варим.
Пять – сугробы во дворе.
Шесть – дрова горят в костре.
Семь - в грозу грохочет гром.
Восемь - строит Рома дом.
Девять – грузим грузовик.
Десять – вырос боровик.

Некоторые родители, едва ли их малышу исполняется хотя бы годик, хотят научить своего ребенка правильно и быстро считать. Другие же не уверены в том, нужно ли этим заниматься с дошкольником, если в школе все равно научат.

Многие специалисты говорят, что делать это нужно лишь тогда, когда малыши проявляют интерес к счету, а не пытаться его навязать. Обычно интерес к счету у малышей проявляется рано, родителям же требуется его подпитать и мотивировать развиваться в этом отношении в форме игр и увлекательных примеров.

Время от времени интерес может угасать, но можно подогревать его , предлагая вместе посчитать ступени во время ходьбы, игрушки или пуговки на одежде.

Сегодня вы узнаете, как научить ребенка считать, в некоторых случаях это можно сделать быстро, в других случаях потребуется время.

Что нужно понимать родителям

Некоторые родители попросту не знают, как начать это делать.

Сейчас есть немало специализированных книг о том, как можно учить ребенка счету. Психологи уверяют, что если вы решили начать обучение , то следует выполнять такие рекомендации:

Обучающие материалы для счета

Научить в возрасте от 3-5 лет достаточно сложно. Для обучения на начальной стадии можно применять разные наглядные материалы , в частности:

  • картинки;
  • цифры на магните;
  • кубики и прочее.

Когда обучение переходит к сложению и вычитанию , то в качестве наглядных материалов применяют:

  • пальцы – предлагайте детишкам сосчитать количество пальцев на руке, затем загибайте и спрашивайте, сколько их осталось;
  • палочки – по аналогии с пальчиками;
  • линейку – покажите цифры на линейке и деления, отсчитывайте их, если хотите научить малыша сложению.

Однако многие психологи не поощряют применение таких приспособлений для того, чтобы научить малышей считать, и полагают, что это провоцирует лень, а мышление и память не тренируется. Ряд специалистов предлагает учить детей счету исключительно устно.

Примеры для самых маленьких

Обучение счету можно начинать уже с полугодовалого возраста . Естественно, речь не идет о том, чтобы малыш, который не умеет ходить и разговаривать, считал предметы, однако это позволит родителям создать базу для будущего обучения. Хороший пример в этом случае – это легкие стишки, где присутствует счет, например, такие как «1, 2 ,3, 4, 5, вышел зайчик погулять».

Уже в годовалом возрасте примеры будут сложнее. Можно взять кубики и проговаривать малышу, где один кубик, а где много, обучать счету до 5 или до 10 будет еще рано. А еще с такого возраста нужно учить малыша на пальчиках показывать, сколько ему лет.

Как научить ребенка считать до 10

Примерно с трехлетнего возраста , когда детки уже интересуются цифрами (причем у некоторых интерес может появиться в три года, у других – ближе к пяти), обучение строится по следующему принципу:

  • пройдите с малышом цифры от 0 до 10;
  • научите малыша запоминать их с помощью кубиков или других игрушек;
  • расскажите разницу между большими и меньшими числами, объясните такое понятие, как «половина», используйте простые примеры;
  • считайте сами бытовые предметы дома или предметы на прогулке, предлагайте считать вместе.

Ниже мы рассмотрим методики обучения детей счету до 10 более подробно. Для начала проговаривайте при ребенке цифры от одного до 10 , считайте подручные предметы. Хорошими примерами является простое сложение предметов: например «вот была одна кукла, сейчас мы положим рядом вторую, и их будет две». Со временем количество считаемых предметов нужно увеличивать.

Как можно чаще спрашивайте ребенка, сколько тарелок находится на столе, сколько птичек сидит на веточке, или сколько собачек гуляет во дворе.

Не рекомендуется игнорировать число ноль . Сначала нужно выучить цифры от нуля до двух включительно, а потом все остальные – от трех до 10. Ноль в плане изучения сложен в том плане, что детям сложно объяснить, что пустота может обозначаться как отдельная цифра.

Примерно такой: нарисуйте два квадратика, в одном поставьте три точки, а во втором не одной. Объясните малышу, что в цифровом эквиваленте это будет означать «3» в первом случае и «0» во втором.

Игры, примеры и стишки для обучения счета до 10

Наиболее простым и быстрым способом научить ребенка считать является счет на пальцах , о котором мы уже говорили ранее. Но пальчики хороши лишь на первых порах, когда вы обучите малыша пониманию цифр, то от навыка счета на них его следует отучать. Нередки случаи, когда школьники начинают решать примеры на пальцах и не могут это делать другим методом. Линейка, которую раньше использовали для запоминания чисел, в наше время тоже не особо приветствуется, о чем тоже мы говорили.

В числе других примеров и игр можно назвать такие:

  • мы видим 10 лап кошек (собак). Ответьте, сколько всего животных. Считать нужно парами: двое, четверо, шестеро и так до десяти;
  • таким же образом считает, сколько пар обуви нужно котику или собачке;
  • глядя на часы посчитайте пятерками до 10.

Как научить малыша складывать и вычитать числа в пределах десяти

Когда ваш ребенок уже изучил порядок чисел, начните с ним решать примеры на их сложение и вычитание . Примеры могут быть следующими:

  • на одной тарелке лежит четыре яблока, а на второй два. Сколько их находится всего?
  • На столе лежит шесть яблок, а детей – трое. Как правильно разделить их между ними?

Другие задачи могут быть примерно следующими, на вычитание все будет выглядеть таким же образом. Также следует обучить в игровой форме малыша правилу о том, что от перемены слагаемых сумма не изменится .

Для этого поставьте на стол тарелку с двумя яблоками или попросите малыша ее представить. Рядом с ней поставьте еще одну с четырьмя яблоками. Посчитайте, сколько всего яблок, а затем переставьте тарелки местами и спросите, сколько теперь их будет. Правильный ответ – столько же.

В начальных классах ученикам объясняют, что такое десятки посредством специальных палочек. Потом их обучают сложению и вычитанию чисел с переходом через десяток.

В первом классе ученик учится считать полными десятками с помощью пучков палочек. И только после этого он знакомится с таблицей сложения и вычитания с переходом через десяток. Если малыши подают успехи, то обучить этому можно еще до школы.

В первом классе обучение математике строится на трех таблицах:

  • сложение и вычитание до 10;
  • примеры с переходом через десяток;
  • таблица умножения.

Когда ученик осваивает эти таблицы, то и в будущем у него не будет проблем с математикой, даже в старших классах при изучении более сложных расчетов.

И чтобы в школе у ребенка не было проблем, а математика была лишь в радость, очень важно, чтобы родители еще в дошкольном возрасте привили любовь к счету . Поэтому первые шаги к изучению математики должна иметь форму игры и интересно подаваться. И чем увлекательнее этот процесс будет для ребенка, тем быстрее он освоит навыки счета.

Что еще почитать