Цель принятия конвенции о правах ребенка. Лекция об истории принятия конвенции о правах ребенка и ее основных положениях - документ. О норме международных договоров

План :

1. Конвенция о правах ребенка

2. Общие положения Конвенции о правах ребенка

1. Конвенция о правах ребенка - это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает их важность в равной степени.

Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года . В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух: США и Сомали.

Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах. Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административных, законодательных, юридических и других мер по воплощению Конвенции.

Основные принципы Конвенции

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

3. Право на жизнь, выживание и развитие.

4. Уважение взглядов ребенка.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всего этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

К основным положениям Конвенции относятся:

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.


Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключение случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.

Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется и необходимо стремиться к заключению международных соглашений, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывести ребенка из страны, где он родился.

Дети со специальными нуждами, включая детей без одного или обоих родителей, лишенные опеки, дети улицы, дети с физическими либо умственными недостатками имеют право на особое обращение, образование и заботу.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженным конфликтом, находятся под особой защитой.

Дети из национальных (этнических) меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достоянием собственной культуры и родным языком.

Дети, которые были подвергнуты плохому обращению, насилию, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.

С детьми, ставшими участниками нарушений уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости и чтобы содействовать их реинтеграции в жизнь общества.

Государства должны широко информировать о правах, содержащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей.

Международное право предусматривает большое количество видов официальных бумаг. Одним из них и называют конвенцией.

Конвенция – это международный договор по определенному вопросу, имеющий обязательную силу для государств, присоединившихся к нему или подписавших его. Она признается и подписывается одновременно несколькими государствами. Следовательно, обеспечивается соблюдение определенных правил и договоренностей в масштабе сразу многих государств.

Конвенция является источником международного права.

Примеры соглашений

В зависимости от смысла и темы конвенцию можно отнести к разным областям:

  • политические взаимоотношения;
  • юридические взаимоотношения;
  • социально-экономические взаимоотношения и пр.

Самые распространенные международные конвенции по следующим вопросам:

  • международного гуманитарного права (Женевские);
  • статуса беженцев;
  • ликвидации расовой дискриминации;
  • дипломатических отношений (Венская);
  • международных договоров (Венская);
  • о правах человека (Европейская);
  • о таможне и пр.

Однако значительно чаще остальных в средствах массовой информации рассматривается Международная конвенция о правах ребенка, которая была подписана 20.11.1989. Этот правоустанавливающий документ регламентирует права лиц в возрасте от 0 до 18 лет в странах, подписавших обязательство (на современном этапе более 150 государств, в т.ч. и Россия). Соглашение о правах ребенка включает 54 статьи. Следующими по популярности можно назвать Международные таможенные конвенции.

Источники права

Каждый вид права имеет свой источник. Последним может быть договор и обычай межнационального значения. Однако существуют и такие, как документы межгосударственных организаций, акты конференций и совещаний на межнациональном уровне. Но они могут быть источником международного права лишь тогда, когда определяют обязательные для выполнения нормы для межгосударственных организаций и иных субъектов подобного законодательства. Дополнительно в международном праве имеет место быть идея так называемого мягкого права, включающая документы с рекомендательным характером или программные требования межгосударственных органов и организаций, к примеру, резолюция генеральной Ассамблеи ООН и др.

Статья 38 Устава Международного Суда ООН предлагает определенный список источников. Ими и руководствуется суд в разрешении разных спорных вопросов. Список следующий:

  • межнациональный обычай;
  • общие принципы права, которые признаны цивилизованными нациями;
  • вердикт суда;
  • доктрины международных специалистов, используемые как дополнительные методы определения норм права.

О дипломатических отношениях

Венская конвенция 1961 - соглашение о дипломатических отношениях, которое кодифицирует нормы права деятельности дипломатических представительств. 18.04.61 она была подписана. На 1.01.1970 сторонами-участницами являются сто пять стран (и Советский Союз в том числе). Она определяет:

  • порядок дипломатических отношений;
  • дипучреждения;
  • их функции;
  • правила назначения и отзыва главы диппредставительства и персонала этих учреждений.

Конвенция определяет привилегии и защиту диппредставительства в целом и каждого в отдельности. К числу основных привилегий относятся:

  • неприкосновенность помещения;
  • свобода отношения со своей страной;
  • неприкосновенность диппочты и другое.

Персонал и их семьи тоже имеют право неприкосновенности как в отношении личности, так и их жилья, защиты от юрисдикции страны, где пребывают. Персонал имеет право пользоваться защитой действий, которые совершаются в момент выполнения ими служебных обязанностей, и освобождается от налога с заработной платы.

Конвенция вступила в силу для Советского Союза 24.04.1964.

О гражданской ответственности

Венская конвенция 1963 – это соглашение о гражданской ответственности за ущерб. Ее приняли на международной конференции дипломатов (29.04-19.05.1963). Текст и протокол в отношении урегулирования противоречий были подписаны 21.05.1963. На 1.10.69 ее утвердили всего восемь государств. Советский Союз подписал окончательный акт.

По причине того, что ядерные промобъекты – это источник с повышенной опасностью, соглашение предполагает полную ответственность за ядерное повреждение. Существует только одно исключение: владелец объекта освобождается от возмещения вреда, когда имело место стихийное бедствие или особый характер случившегося (военные действия и т.д.).

При ядерном повреждении иски о возмещении подлежат рассмотрению только в том государстве, в пределах которого имел место ядерный случай.

О консульских отношениях

Венская конвенция 1963 - это договор о консульских отношениях, который определяет порядок таких отношений и защиту их заведений, а также задачи, льготы и защиту последних. Подписан он 24.04.1963 году, вступил в силу 19.03.1967. Он устанавливает классы глав консульских заведений; правила их назначения и допуск к выполнению обязанностей в стране, где они пребывают, а также правила выбора персонала. На 1.01.1970 год сторонами этой конвенции были шестьдесят пять государств. В соответствии с ней, консульскому учреждению предоставлены определенные преимущества, привилегии и защиты. Исключения составляют природные бедствия, тогда местные органы власти могут входить внутрь помещения.
Консульское лицо наделено личной неприкосновенностью, однако могут задерживаться или арестовываться по судебному вердикту, когда ими совершено преступление; персонал обеспечен защитой от юрисдикции судебных и административных органов в момент выполнения своих функций, освобожден от регистрации как иностранец, получения разрешений на жительство и работу, а также от уплаты налогов. Консульское лицо имеет право беспрепятственно иметь отношения со своими гражданами, которые находятся в этой стране, а местные органы обязаны уведомить их об аресте, консулы могут вести переписку с ними и наносить визит в соответствии с местными законодательными актами. Конвенция определяет еще и права, а также обязанности почётных консулов.

О безопасности дорожного движения

Венская конвенция о дорожном движении – это международный договор, подписанный для усиления безопасности соответствующего движения посредством стандартизации ПДД. Он возник на конференции ЮНЕСКО в период с 7.10 по 8.11.1968 в г. Вена. Вместе с ним была утверждена конвенция о дорожных знаках и сигналах. Позже, 1.05.71 г., соглашение имело дополнение на очередном заседании в г. Женева.

Страны-участницы, которые утвердили этот договор, признают водительские права РФ, что дает возможность оставить эти и не приобретать международные. 28.03.2006 года форма удостоверения, которая признавалась в других государствах, претерпела изменения. Государствам-участницам был дан пятилетний срок на приведение своих удостоверений в соответствие с новым форматом. Водительские права, которые выдавались в РФ с 1.03.2011 года, соответствуют новым правилам. Ранее полученные пластиковые удостоверения также имеют силу до окончания срока действия.

О норме международных договоров

Международная конвенция 1969 в г. Вена - это соглашение, которое кодифицирует нормы международных договоров. Она вступила в силу в 1980 году и насчитывает более 110 стран-участниц. Это соглашение устанавливает правила составления, существования и прекращения международных договоров между странами. Дополнительно в нем говорится, что оно может быть применимо к каждому договору, который является учредительным актом международной организации и который принят в рамках международной организации.

В соглашении определены следующие требования:

  • порядок составления и вступления договоров в действие;
  • значение их для третьих стран;
  • правила внесения поправок и изменений;
  • условия, предполагающие утрату силы договора в случае, если он противоречит норме международного права;
  • условия недействительности;
  • разрешение спорных вопросов при разрыве соглашения одной стороной и др.

РФ является участницей Венской конвенции 1969 года.

Международная конвенция о правах ребенка

Наиболее популярны для обсуждения в обществе являются Международные Конвенции о правах ребенка, которые обязывают государства, утвердившие их, принять все меры в отношении обеспечения и охраны полномочия лиц, недостигших 18 лет. Этот документ называют мировой конституцией прав детей. Международная правовая конвенция содержит раздел, в котором определено, каким образом государствами должны быть осуществлены меры для соблюдения прав маленьких граждан. Он основан на новом изложении положения ребенка в обществе как равноправного участника.

Текст можно разделить на три части: ст.ст. 1-41 – главные, устанавливают полномочия ребенка и обязанности стран-участниц, ст.ст. 42–45 – слежение за внедрением Конвенции, ст.ст. 46-54 – незначительные условия, которые регламентируют порядок вступления в силу Конвенции.

Основа ее – три главных права:

  1. Защита.
  2. Обеспечение.
  3. Участие.

Важным аспектом этого документа является определение ребенка как человеческого существа в возрасте до восемнадцати лет. Дети любой расы, пола, языка, цвета кожи, политических или других взглядов, имущественного положения, физического состояния, их родителей или опекунов имеют одинаковые права со всеми остальными, а именно: на здоровье, образование, полноценное питание, первоочередное внимание к физическому и психическому развитию.

Существуют основные международные конвенции в области прав людей, которых насчитывается девять, и каждую из них утвердил определенный комитет экспертов, наблюдающих за соблюдением требований договоров странами-участницами. Часть из них дополняются факультативными протоколами, которые касаются уже конкретных проблем.

Основной интернациональный документ, декларирующий права несовершеннолетних – это Конвенция о правах. Ее положений придерживается в том числе и Российская Федерация.

В этом соглашении подробно изложены права, которыми владеют все дети мира, независимо от своего гражданства, национальности или других различий. Никакие причины не могут изменить действия его положений, и страны-участники обязаны его придерживаться.

История создания Конвенции о правах ребенка

Организация Объединенных Наций (ООН) создана для поддержания мира без войн и общественных катаклизмов, она занимается защитой всех людей на планете. Повышенное внимание в ней уделяется охране интересов детей. В 1948 году была ратифицирована самая первая Декларация прав человека. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН осуществила принятие Декларации прав ребенка, а ее назначением провозглашено формирование условий для полноценного детства.

В документ постоянно вносятся поправки и дополнения, предлагаемые членами ООН или государствами, принявшими идеи Конвенции. Специальный Комитет по правам ребенка рассматривает жалобы, если нарушаются права детей со всего мира (рекомендуем прочитать: ).

Цель международного документа

Что представляет собой Конвенция? Так названо соглашение между странами, которые обязуются строго соблюдать все принципы документа.

Назначение документа представлено в его преамбуле. Конвенция о защите прав детей предназначена для охраны основных прав, интересов и свобод всех малолетних жителей планеты, независимо от пола, возраста, религии и цвета кожи.

Необходимо поддерживать семью как главную составляющую общества. Она дает ребенку все необходимое для становления его как человека в физическом, психическом и личностном плане. Ребенок имеет право расти в атмосфере взаимопонимания, любви, счастья и благополучия. Ему надлежит получать от своих родителей помощь и поддержку, заботу и внимание.

Структура Конвенции

Мировое соглашение состоит из 54 статей. Конвенция о защите прав и интересов несовершеннолетних включает 3 части:

  • в первой части изложены все права, полагающиеся всем несовершеннолетним лицам, независимо от их особенностей;
  • вторая и третья части носят организационный характер, они касаются Комитета по правам детей и процессуальных действий стран-участников.

Основные положения Конвенции

Все страны-участники Конвенции соблюдают концепцию, заложенную в ее положениях. Всеми силами на государственном уровне поддерживаются и продвигаются идеи защиты несовершеннолетних во всех областях их жизни, будь то воспитание и обучение, медицина, защита личного достоинства, семьи, свободы самовыражения. Эти принципы устанавливаются на государственном уровне или регулируются нормами международного права.

1 часть

Ниже кратко излагается содержание 1 части соглашения, в которой описаны права ребенка, с указанием статей Конвенции. Вы можете ознакомиться с полным текстом части 1 соглашения:

В статьях 1-4 дается определение термина «ребенок» как человека, которому не исполнилось 18 лет (или иного возраста, согласно законодательству страны). Права малолетних стоят выше, чем потребности социума. Государства, принявшие Конвенцию, обязуются при рассмотрении любых вопросов всегда на ведущее место ставить потребности ребенка. Они всеми силами защищают их и способствуют выполнению принципов международной Конвенции.

В статьях 5-11 обозначаются самые важные права ребенка. Это право на жизнь и здоровое полноценное развитие, органы государственной власти обязуются максимально полно обеспечить выживаемость малолетних. Ребенок после рождения должен быть сразу зарегистрирован, получив свое собственное имя и гражданство. Он вправе получать уход и ласку от матери и отца.

Статьи 20-27 выделяют права некоторых социальных групп детей, которые лишены опеки со стороны своих биологических родителей. Тогда эту функцию на себя берет государство, оно заботится о таких детях, контролирует передачу их на усыновление или под опеку, их дальнейшую судьбу.

Другая социально незащищенная категория детей – беженцы, независимо от того, с кем они пересекли границу (с родителями или без). Им оказывается гуманитарная помощь, осуществляется поиск родителей и выполняются прочие необходимые мероприятия.

Все государства стремятся к снижению детской смертности за счет организации доступа к медицинским услугам и препаратам, борьбы с опасными заболеваниями, недоеданием. Они ведут профилактическую работу среди населения относительно необходимости гигиены, здоровья и питания.

Статьи 32-36 обязывают Правительство охранять детей от незаконного привлечения к труду, принятия алкоголя и запрещенных веществ, торговли людьми и рабства. Любая экономическая эксплуатация, наносящая урон здоровью ребенка, препятствующая получению школьных знаний, наносящая вред умственному, психическому и иному развитию, запрещена. На государственном уровне определен минимальный возраст для привлечения к трудовой деятельности, продолжительность рабочего дня и другие условия.

Применение малолетними наркотических препаратов, а также вовлечение в торговлю ими и распространение, карается законом. Использование детей в порнографическом бизнесе, проституции и склонение к иной деятельности сексуального характера строго запрещено.

Статьи 37-40 говорят о правах детей, попавших в зону военных действий или места заключения. Дети не могут быть приговорены к смертной казни, заключению в тюрьме на пожизненный срок, подвергаться пыткам.

Любые меры задержания или ареста в отношении несовершеннолетнего применяются только в исключительных случаях. В случае вооруженного конфликта призываться на службу могут только лица, достигшие 15-летнего возраста.

2 часть

Ст. 42-45 содержат информацию о Комитете по правам ребенка. В них указывается, каким должен быть численный состав Комитета, какова его структура и обязанности. Он оценивает эффективность действий, предпринятых государствами-участниками Конвенции в деле поддержания и распространения международных принципов охраны детей. Также во второй части идет речь о том, каким образом между странами происходит сотрудничество и обмен информацией.

Комитет избирается каждые 4 года и принимает к рассмотрению сообщения о случаях нарушения интересов несовершеннолетних. Он вправе провести расследование таких случаев, если они не носят анонимный характер. После полного ознакомления с ситуацией выносится решение и ведется контроль за его осуществлением. С 2014 года сами дети могут подавать жалобы в Комитет по охране их прав и свобод.

3 часть

Третья часть полностью посвящена вопросам урегулирования вопросов, касающихся процедуры принятия документа и внесения в него изменений. В частности, в ней говорится о том, что принять Конвенцию может любое государство, даже не входящее в ООН. Также поправку в соглашение может внести любое принявшее его государство, как и прекратить поддерживать принципы защиты детей путем выхода из списка сторонников Конвенции.

Право на образование

Кратко позицию ООН и мирового сообщества относительно принципов всестороннего развития и обучения можно определить следующими тезисами. Статьи 28-31 предусматривают детские права получать обеспечение, которое нужно для полноценного развития, получения образования и желаемого досуга.

Каждый ребенок вправе получить начальное образование на бюджетной основе, то есть не оплачивая его. К тому же эта ступень обучения является обязательной для всех. Средняя и высшая ступень образования поддерживается и поощряется, государства стремятся сделать их доступными. Они всеми возможными способами ратуют за то, чтобы учащиеся не покидали школу и реализовали свое право на обучение.

Образование ведется в следующих сферах человеческой жизни: личностное становление, открытие в себе уникальных способностей (неважно, в чем они заключаются). Воспитание должно опираться на принципы Конвенции, которые доносятся до всех детей. Методы воспитательного воздействия на детей должны отвечать принятым в социуме моральным правилам и не наносить никакого вреда несовершеннолетнему. Они не могут противоречить принципам, изложенным в международной Конвенции о правах ребенка.

Малые народности вправе поддерживать самобытность, сохранять традиции, свой язык или диалект. Ребенок свободен в своем вероисповедании, исполнении обрядов, изучении традиций, принятых у его народа.

Высшая цель стран-участников Конвенции – международная борьба с невежеством и отсутствием грамотности, получение всеми людьми новейших научно-технических знаний и ознакомление с актуальными методиками образования. Особое внимание уделяется развивающимся странам.

Воспитание ребенка

Статьи 12-17 говорят о том, что когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы выразить свои мысли, он может свободно высказывать свое мнение относительно своей судьбы и иных вопросов, которые непосредственно касаются его жизни. Во время судебных заседаний или административных слушаний относительно интересов несовершеннолетнего он вправе заявить о том, какое решение считает лучшим лично для себя.

Он может сообщать о своих идеях, иную информацию в любой форме, выражать себя через искусство. Никто не вправе ограничить его свободу совести и вероисповедания. Личная жизнь человека, его семья, его жилище, письма, другая персональная информация и не могут подвергаться вмешательству со стороны третьих лиц.

Каждый несовершеннолетний может без опаски демонстрировать свои личностные особенности. Ни в коем случае нельзя разлучать детей со своими кровными матерью и отцом. Исключением являются ситуации, когда пребывание с родителями грозит здоровью и жизни ребенка.

Если обстоятельства складываются таким образом, что ребенок не проживает со своими матерью и отцом, он может с ними видеться и свободно общаться. Когда это невозможно (например, при насильной высылке или отбывании срока в местах лишения свободы), родственники должны знать о местонахождении друг друга. Незаконный вывоз из страны и удержание там ребенка караются по всей строгости закона.

Особенные в физиологическом, умственном или психическом развитии дети имеют право на счастливую жизнь, как и у обычного ребенка без подобных нарушений. Никаким образом их права не могут ущемляться, при этом они вправе обучаться, заниматься профессиональной деятельностью, получать врачебную помощь и пр. Страны, принявшие Конвенцию, делятся опытом и перенимают новшества в области помощи и поддержки особенных детей, которые отличаются от здоровых сверстников.

Воспитание осуществляется в полной мере в соответствии с идеями и принципами международного соглашения. Задача родителей – научить своего ребенка ценить, уважать достоинство другого человека и его свободу. При этом уважение к самим родителям, своей национальности и самобытности, своему языку и традициям ставится во главу угла.

Такие ценности, как равноправие всех людей, невзирая на пол, возраст, национальность и цвет кожи, воспитываются с малых лет. Немаловажно бережное и трепетное отношение к миру вокруг себя, к природе и животным.

Мать и отец (официальные представители) несут полную ответственность за образование и личностное становление собственного ребенка. Правительство в свою очередь осуществляет просветительскую деятельность относительно защиты от физической или моральной жестокости в отношении детей.

Действие Конвенции о правах ребенка в России и дата вступления в законную силу

В России Конвенция о защите прав детей вступила в силу 23 августа 1993 году. Это закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации № 848. В этом документе говорится также и о принятии Всемирной декларации о защите детей.

В нашей стране живет приблизительно 40 миллионов детей, все они нуждаются в охране законных прав и поддержке со стороны государственных органов, независимо от своего статуса. Это закреплено на законодательном уровне в Конституции, Семейном, Уголовном, Трудовом кодексе и других документах. Каждый год Россия готовит и направляет в ООН документ, в котором представлена информация о том, какие меры предпринимаются в государстве для поддержания положений Конвенции.

Статья 1. Определение ребенка

До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции.

Ты не должен подвергаться дискриминации по какой-либо причине, включая по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, социального или имущественного положения, состояния здоровья и рождения, твоих родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка

Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению твоих интересов и интересов любого ребенка.

Статья 4. Осуществление прав Конвенции

Государство должно позаботиться, чтобы права этой Конвенции были доступны тебе и всем детям.

Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

Твоя семья несет основную ответственность за твое воспитание так, чтобы по мере того, как ты рос, ты учился правильно пользоваться своими правами. Государство должны уважать это право.

Статья 6. Право на жизнь и развитие

Ты имеешь право жить и развиваться. Государство обязано обеспечить твое выживание и здоровое развитие.

Статья 7. Регистрация здоровья, имени, гражданство и забота родителей

Ты имеешь право на официальную регистрацию твоего рождения, имя и гражданство. Ты имеешь право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8. Сохранение индивидуальности

Государство должно соблюдать твое право на имя, гражданство и семейные связи.

Статья 9. Разлучение с родителями

Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда этов твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.

Статья 10. Воссоединение семьи

Если ты и твои родители живете в разных странах, ты должен иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения с твоими родителями или воссоединиться семьей.

Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну

Государство должно предпринять меры, чтобы предотвратить незаконный вывоз тебя из твоей страны.

Статья 12. Уважение взглядов ребенка

Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение и твое мнение должно быть учтено при принятии таких решений.

Статья 13. Свобода выражения и информации

Ты имеешь право иметь, искать, получать и передавать информацию любого рода (например, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета), если только эта информация не вредит тебе и другим людям

Статья 14. Свобода мысли, совести и религии

Ты имеешь право на убеждения и религию и можешь практиковать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Твои родители должны разъяснить тебе эти права.

Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний

Ты имеешь право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не вредит другим людям.

Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.

Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации

Ты имеешь право на достоверную информацию из разных источников, включая книги, газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет. Информация должна быть полезной и доступной твоему пониманию.

Статья 18. Ответственность родителей

Родители несут равную ответственность за твое воспитание и развитие и должны всегда учитывать твои наилучшие интересы. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.

Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения

Государство должно обеспечить, чтобы о тебе хорошо заботились, и защищало тебя от насилия, небрежного отношения и жестокого обращения со стороны родителей или тех, кто о тебе заботится.

Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи

Если родители и семья не могут о тебе заботиться в достаточной мере, тогда за тобой должны смотреть люди, которые уважают твою религию, традицию и язык.

Статья 21. Усыновление

Если тебе усыновляют, прежде всего должны неукоснительно соблюдаться твои наилучшие интересы, в независимости от того, усыновлен ли ты в стране, где родился, или тебя перевезли жить в другую страну.

Статья 22. Дети-беженцы

Если ты приехал в новую страну, потому что на твоей родине опасно жить, ты имеешь право на защиту и поддержку. Ты имеешь право на такие же права, как и дети, рожденные в этой стране.

Статья 23. Дети-инвалиды

Если у тебя особенности развития в умственном или физическом отношении, ты имеешь право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ты мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям.

Статья 24. Здоровье и здравоохранение

Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Статья 25. Периодическая оценка при попечении

Если ты находишься на попечении, и о тебе заботятся местные власти или учреждения, а не твои родители, государство должно регулярно проверять твои условия жизни, чтобы удостовериться, что за тобой обеспечен хороший уход.

Статья 26, Социальное обеспечение

Общество, в котором ты живешь, должно предоставить тебе возможность пользоваться его благами, которые помогают тебе развивать и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей.

Статья 27. Уровень жизни

Ты имеешь право на право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28. Право на образование

Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Статья 29. Цели образования

Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.

Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

Ты имеешь право говорить на родном языке, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию в независимости от того, разделяют ли их большинство людей в твоей стране.

Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь

Ты имеешь право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32. Детский труд

Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать.

Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств

Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь тебя от незаконного употребления наркотиков, не допустить твоего участия в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации

Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия.

Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения

Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей в другие страны с целью эксплуатации.

Статья 36. Защита от других форм эксплуатации

Ты должен быть защищен от любых действий, которые могут нанести вред твоему развитию и благополучию.

Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы

Если ты нарушил закон, с тобой не должны обращаться жестоко. Тебя не могут поместить в тюрьму вместе со взрослыми, у тебя должна быть возможность поддерживать контакт со своей семьей.

Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами

Если тебе не исполнилось 15 лет (18 в большинстве европейских стран), государство не должно позволить тебе вступать в армию или напрямую участвовать в вооруженных конфликтах. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39. Восстановительный уход

Если ты оказался оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить твое физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества.

Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Если тебя обвинили в нарушении законов, с тобой должны обращаться так, чтобы твое человеческое достоинство было сохранено. Ты имеешь право на правовую помощь и можешь быть приговоренным к тюремному заключению только за очень серьезные преступления.

Статья 41. Применение наивысших норм

Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны. Статья 42. Распространение информации о Конвенции

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.

Статьи 43-54. Обязательства государств

Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей.

Примечание: Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г. Настоящая дата стала точкой отсчета новой эпохи в обеспечении защиты прав человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - главный источник, на котором базируется правоприменительная деятельность Суда.

Она для Суда - "единый и единственный кодекс", причем одновременно и материально-правовой, и судоустройственный, и процессуальный.

Конвенция - сравнительно небольшой документ. В ныне действующей редакции 1998 г. ее основной текст составляют короткая преамбула и 59 статей, разбитых на три раздела.

Первый раздел "Права и свободы" (ст. 2 - 18) содержит главную часть каталога прав и свобод, гарантируемых Конвенцией. Второй раздел "Европейский суд по правам человека" (ст. 19 - 51) состоит из норм, определяющих порядок формирования Суда, его организацию и основные процедурные правила. Третий раздел "Различные положения" (ст. 52 - 59) содержит нормы, отражающие в большинстве своем международно-правовой статус Конвенции.

Текст Конвенции дополняют Протоколы, постепенно пополнившие каталог прав и свобод, охраняемых Конвенцией, а также вносившие в нее структурные и некоторые процессуальные новеллы. Как неоднократно подчеркивал Суд, Конвенция и Протоколы "составляют единое целое".

Официальные языки Совета Европы - английский и французский, соответственно и Конвенция принята на двух этих языках, причем, как особо оговорено в ее ст. 59, "оба текста имеют одинаковую силу". Уровень идентичности текстов достаточно высок, и двуязычие не порождает труднопреодолимых разночтений и различий. Тем не менее отдельные расхождения, несоответствия, юридико-технические погрешности были выявлены правоприменительной деятельностью Суда.

В каждом государстве-участнике есть перевод Европейской конвенции на язык страны. Он прилагается к закону (акту) о ратификации, носит тем самым официальный характер и, как правило, публикуется в официальном издании законодательных и иных нормативных актов.

По своему функциональному назначению нормы Конвенции делятся на две основные группы: организационно-процессуальные и материально-правовые.

Первые сконцентрированы в разделе II "Европейский суд по правам человека" и, как видно уже из названия, определяют порядок формирования Суда, его компетенцию, статус судей, внутреннюю структуру и т.п. К организационным нормам примыкают процессуальные, предмет которых - определение основных аспектов процедуры прохождения дела, процессуальных форм правоприменительной деятельности Палат Суда и др.

Материально-правовые нормы определяют содержание правоприменительной деятельности Суда. Они относятся к нормам первого раздела Конвенции "Права и свободы" и дополняющим его Протоколам. По существующей классификации правовые нормы в общей теории права можно отнести к правоохранительным, но не в смысле карательных норм уголовно-правового характера, а в значительно более широком плане - к нормам, которые гарантируют. И в смысле гарантии охраняют права человека, предусмотренные Конвенцией в тех случаях, когда это не удалось сделать в рамках национального правопорядка.

Структурная особенность материально-правовых норм Конвенции состоит в том, что они являются нормами-диспозициями и в них нет указания на санкцию.

Но это не значит, что санкции нет. Конвенция предусматривает ее как общую для всех норм. Она содержится в ст. 41 "Справедливая компенсация". Признав, что имело место нарушение Конвенции, Суд вправе присудить потерпевшей стороне денежную компенсацию, которую ей обязано выплатить в трехмесячный срок государство-ответчик.

По своей юридической природе Конвенция является не актом национального законодателя, а многосторонним международно-правовым договором с его характерными чертами. Это коллективное обязательство государств-участников обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, защиту прав и свобод, определяемых в договоре (Конвенции), в сочетании с признанием наднационального контроля ("европейского контроля") за соблюдением прав человека властями государств-участников.

Судебная практика. Давний доктринальный спор о том, является ли судебная практика источником права в отношении судебной практики Европейского суда, решается однозначно позитивно: ее правотворческая роль не отрицается.

Благодаря ей последовательно детализировался и расширялся каталог прав, находивших защиту в Суде, сжатые определения наполнялись широким содержанием, формулировались нормы, которые лишь explicite не выражены в тексте Конвенции, а в действительности в скрытом виде содержатся в ней. Близко к правотворчеству и создание в ходе многолетней правоприменительной деятельности целого ряда правовых позиций (стандартов), принципиальных установок, которые сегодня отличимы от конвенционных норм главным образом по их происхождению.

При решении конкретного дела Суд, как правило, ссылается на предшествующие решения по данной или близкой категории дел, равно как и на решения по сопутствующим вопросам, возникшим в ходе рассмотрения данного дела. Принято ссылаться на ближайшие решения - "из числа последних". Вместе с тем особым авторитетом пользуются решения (многим из них уже немало лет), которые можно назвать "модельными": в них впервые или наиболее детальным образом выражены соответствующие правовые позиции и установки Суда.

Если окончательный вывод Суда по конкретному делу отличается от ранее сложившейся судебной практики, Суд всегда указывает причины и приводит аргументы, обосновывающие изменение его позиции. Суд дорожит стабильностью и преемственностью своей судебной практики.

Роль судебной практики в правоприменительной деятельности такова, что дает вполне достаточное основание говорить о прецедентном праве, но несколько в особом плане. Суд руководствуется сложившейся судебной практикой, опирается на нее, но он не обязан следовать прецеденту в строго обязательном порядке. Суд неоднократно высказывался в том смысле, что он "не связан своими предшествующими решениями".

Иные источники права. В сущности говоря, речь идет не об источниках права в строго формальном значении, а об определенных нормативных факторах, которыми Суд во многих ситуациях руководствуется при рассмотрении конкретных дел. Суд не может основывать на них свое решение по делу, но в то же время не может вынести решение, не соответствующее, а тем более противоречащее им. Кратко укажем соответствующие документы:

Устав Совета Европы, и прежде всего его преамбула и ст. 3, где сформулированы ведущие принципы этой международной организации: свобода личности, политическая свобода и верховенство права;

Иные "общие принципы права, признаваемые цивилизованными странами" (п. 1 (c) ст. 38 Устава Международного суда ООН);

Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г., на связь с которой Европейской конвенции прямо указывает ее преамбула, и соответственно важнейшие международные пакты о правах человека, принятые в рамках ООН в развитие Всеобщей декларации, и прежде всего Пакт о гражданских и политических правах;

Венская конвенция о праве международных договоров должна быть отмечена особо, поскольку Суд признал обязательным для себя исходить из установленных ею правил при толковании норм своего Основного закона - Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

Правовые позиции. Под ними понимаются сложившиеся в правоприменительной практике установки, из которых исходят при рассмотрении конкретных дел; подтвержденные многократным применением толкования правовых понятий и норм; критерии, выработанные практикой для рассмотрения определенных категорий дел, и др. В отличие от прецедента, который предопределяет решение дела по существу, правовые позиции - это лишь правовой инструментарий, использование которого Судом отнюдь не предрешает исход дела. Правовые позиции не следует смешивать и с основополагающими, "высокими" принципами права и правоприменительной деятельности;

Процессуальные позиции. Речь идет не столько о процессуальных правилах, сколько о том, что условно можно назвать методологией рассмотрения определенных категорий дел, набором (системой) определенных вопросов-критериев, ответы на которые обязательны для обоснования решения по делу. Таким процедурным стандартам Суд следует неукоснительно. Необходимо особо оговорить, что решения, построенные по стандартной схеме, вовсе не обязательно стандартны по существу; ничто не мешает Суду выходить за рамки схемы в той мере, в какой требуют обстоятельства дела.

Международные нормы о правах человека можно представить в качестве некоего "фундамента". С практической точки зрения это означает, что в тех странах, где государственные органы уполномочены применять международные нормы о правах человека непосредственно, человек при обращении в национальные судебные или иные инстанции может напрямую ссылаться на нормы соответствующих международных договоров.

Однако международное сотрудничество в области прав человека не может сводиться лишь к установлению определенных стандартов в области материальных прав человека. Для того чтобы в полном объеме пользоваться правами, человеку необходимо иметь также и возможность защитить данные права, что является неотъемлемой гарантией осуществления прав. Ведь человек должен иметь возможность не только беспрепятственно пользоваться правами, что представляется немаловажным, но и способ восстановить свое право, а в некоторых случаях и получить справедливую компенсацию.

В связи с вышесказанным особое место в системе международно-правовой защиты прав человека занимает Европейская конвенция.

Хронологически Конвенция последовала непосредственно за Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. Каталог прав, гарантируемых Конвенцией, мало чем отличается по содержанию от Декларации. Не случайно при подготовке Конвенции звучали голоса: а нужна ли она вообще? Сможет ли она добавить что-либо существенное к уже сказанному? Однако в споре "универсалистов" с "регионалистами" победили последние.

Решающую роль к тому же сыграла идея "европейского единства", а если чуть точнее, то "европейского единения".

Вышедшая из Второй мировой войны с немалыми геополитическими, экономическими, социально-политическими потерями Западная Европа видела будущее в экономической и политической интеграции. Ради этого возникли экономические интеграционные образования (превратившиеся сегодня в Европейский союз). Был создан Совет Европы как форма общественно-политического объединения и принята Европейская конвенция.

Вместе с тем идея "единения Европы" тесно переплелась с традициями "европоцентризма" - притязаниями на особую роль Европы в создании современной цивилизации, ее основных ценностей, в том числе стандартов политической демократии и правовой государственности. Конвенция была призвана не просто развить Декларацию прав человека, но и подтвердить традиционно ведущую роль Европы в создании и развитии демократических правовых институтов.

По замыслу ее авторов, она не могла стать лишь слегка измененной копией Всеобщей декларации, а должна была внести нечто принципиально новое в складывавшуюся систему международно-правовой защиты прав человека. Ею стало создание наднациональной юрисдикции, призванной обеспечить конкретную практическую реализацию прав, предусмотренных Конвенцией, и тем самым не позволить ей стать всего лишь декларативным документом.

Из 66 статей Конвенции собственно каталогу прав посвящалось менее 20, а подавляющее большинство определяли организацию и порядок деятельности особого наднационального, достаточно сложного юрисдикционного механизма. Его основной задачей являлось применение норм Конвенции к конкретным ситуациям.

Принципиально новым и важным стал отказ Конвенции от традиционных представлений о компетенции постоянных международных судебных органов как ограниченной исключительно спорами между государствами. Она допустила прямое обращение граждан в созданную ею наднациональную юрисдикцию. Судебная защита прав граждан перестала быть исключительной прерогативой соответствующих государств. Именно в этой связи Совет Европы называл Конвенцию "беспрецедентным по своей значимости международным договором". Благодаря ей был сделан важный шаг на пути признания международной правосубъектности гражданина.

Европейская конвенция "в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней" (ст. 19), предусматривает создание специального органа - Европейского суда по правам человека, действующего на постоянной основе. В соответствии со ст. 34 Конвенции "Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или Протоколах к ней".

Необходимо отметить, что право индивидуального обращения лица в международный орган за защитой нарушенных прав само по себе не является правом безусловным. Основным условием служит то, что подобное право возникает у человека только в том случае, если государство само оказалось не в состоянии защитить нарушенные права человека собственными средствами. Данное условие выражается в одном из главных принципов международного процессуального права - требовании об исчерпании внутренних средств правовой защиты. Он и является следствием субсидиарной природы защиты прав человека на международном уровне. Суть его состоит в том, что прежде чем обратиться в международные органы за защитой своих прав, человеку необходимо исчерпать все имеющиеся средства на национальном уровне. Анализируя данное правило, ученые отмечают, что в основе его лежит принцип уважения суверенитета и юрисдикции государства, которое обладает необходимой компетенцией для рассмотрения подобного вопроса в своих собственных судебных органах или каким-либо иным образом.

Данное правило не следует рассматривать как ограничивающее или препятствующее осуществлению защиты прав человека на международном уровне. Оно связано с тем, что, как отметил в одном из своих решений Европейский суд, "государству должны быть предоставлены все возможности, для того чтобы исправить любое нарушение своих международных обязательств путем использования внутренних правовых средств, до того как оно подвергнется рассмотрению и/или контролю на международном уровне".

Показательно то, что за всю историю существования европейского механизма защиты прав человека отмечалось всего два случая, когда государства отказывались исполнить решения Суда, причем оба случая привели к постановке в острой форме вопроса о членстве недобросовестных государств в Совете Европы.

Таким образом, механизм рассмотрения индивидуальных жалоб, созданный в рамках Совета Европы, дает более впечатляющие результаты по сравнению с деятельностью в этом отношении Комитета по правам человека ООН, хотя объем прав, защищаемых Европейской конвенцией, значительно уже по сравнению с Международным пактом о гражданских и политических правах (к такому выводу пришли эксперты Совета Европы в своем докладе Комитету министров Совета Европы в сентябре 1970 г.).

Что еще почитать