Человека на его социальном статусе. Социальный статус. Виды социальных статусов

Что такое «общество», и каковы его главные признаки? – Слово «общество» довольно часто используется нами в обычной жизни. Под ним мы подразумеваем некую группу людей, которых объединяет единая цель.

Это может быть социум, которых характеризируется определенной национальностью или группа людей, которые на первый взгляд абсолютно разные, но в то же время интересы людей, которые в нем участвуют, могут совпадать. С появлением демократии в мире появилось значительно больше различных обществ и здесь не идет речь об обществе, как народе определенной страны, совсем нет. Общество не подразумевает объединение людей обязательно по нескольким признакам, как например, понятие «национальность». Одному человеку достаточно найти группу единомышленников, в результате чего их можно назвать малым обществом по интересам. Сегодня понятие имеет довольно широкую сферу употребления. В каждом выступе политика Вы неоднократно можете услышать, как это понятие употребляется в самых различных смыслах. Оно выступает как инструмент, который положительно влияет на людей.

Общество – это развивающийся социум. Все в нашем мире имеет циклический характер и общество также может развиваться циклично. С каждым новым днем появляются новые факторы, которые влияют на формирования общества и социума в целом. Если в древнем мире общества представляли собой родовые племена, то сегодня понятие общество имеет более широкое значение. На сегодняшний день вполне возможным является формирования общества в обществе, что свидетельствует о том, что социум постоянно приобретает новые качества. Сегодня общество не воспринимается как единое целое – это в первую очередь совокупность индивидуумов, которых можно объединить по одному или нескольким признакам.

Зачастую люди могут объединяться в общество для того чтоб вместе достигнуть определенной цели - это можно сделать если, например, qip 2005 бесплатно на компьютер скачать и начать собирать вокруг себя людей со всего мира. Иногда сил одного человека недостаточно, поэтому лидер пытается привлечь к себе как можно больше сторонников, которые будут идти с ним бок обок к поставленной цели. Не редко такие общества разрастаются и становятся более влиятельными. Но если общество не имеет перспектив, оно потеряет свою актуальность еще на первых этапах становления. Нужно помнить, что любое общество – это в первую очередь совокупность людей, которые могут менять свое мнение в результате определенных событий, поэтому распад группы может быть неизбежным.

Существует множество трактовок понятия «общества»:
Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
По Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.
Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.
С точки зрения Маркса общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства.
Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а особенно современное, - сложно структурировано, но является целостной системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным.
Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему. Существует несколько интерпретаций структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:
Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и др. связями, то структуру общества можно представить как систему групп, классов, общностей и статусно- ролевых единиц. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно), а связаны в социальную систему - целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
Кроме того в обществе как системе выделяют подсистемы или сферы. Таковыми являются экон., полит. и социальная подсистемы. Существует традиция подразделения общества на материальную и духовную сферы жизни людей. Каждая подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов, выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных потребностей.

В современном обществе принято выделят вслед за Парсонсом 4 сферы, в рамках которых функционируют те или иные общественные институты:
Экономическая сфера или сфера экономики. В рамках этой сферы существуют институты денег, ценных бумаг, банков. В экон. сфере находится производство материальных благ, рынок. Главным содержанием экон. сферы является производство, обмен и потребление материальных благ.
Политическая или сфера политики, в рамках которой существуют такие полит. институты, как институт парламентаризма, институт президентства, правительство, бюрократический аппарат, местное самоуправление, полит. партии, общественные организации и движения. Главным содержанием, смыслом полит. отношений выступает власть, т.е. способ оказывать влияние на поведение других людей в полит. сфере. Условием, обеспечивающим власть одних людей над другими, является закон наделяющий разные должностные категории разными правами в системе государственного и полит. управления.
Сфера общественной жизни - культура, главным элементом которой является образование, наука, религия, искусство, мораль, ценности и идеалы.
Сфера, где выступают семейные роды, семейные отношения. Главные институты этой сферы - институт брака, развода.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть, и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают различными качествами. Марксистская теория близка к этому, выделяя: экономическая, политическая, культурная и социальная. Но не зависимо от выделяемых элементов, главное то, что общество - представляет собой целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:
1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);
2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;
3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

5 Социальный статус (от лат . status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе.
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание.
Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор.
13.2 . Виды (классификации) статусов :
13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе :
1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества.
3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора :
Ральф Линтон : 1) ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус); 2) achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.).
1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).
!!! Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность).
2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению.
3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека : инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения.
Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.
Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным.
13.3 . Иерархия статусов :
Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы.
Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий.
13.4 . Несовпадение статусов возникает : 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.
13.5 . Элементы (компоненты) социального статуса :
13.5.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус;
13.5.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать;
13.5.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли;
13.5.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения;
13.5.5. статусный образ, имидж (от англ . image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности;
Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.).
13.5.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса.
13.5.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом.

Социальный статус и его виды.

Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный

П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобретенный(достигнутый ) – определяется усилиями самого человека.

Выделяют: - естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека(бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями между субъектами общественных отношений.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода. Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид - человек как единица общества. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. "Индивид" - в значении биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида, единичный представитель человеческого рода (индивидом мы рождаемся). "Личность" - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность - не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но и преобразует их, поскольку постепенно начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Личность характеризуется пятью потенциалами: 1. познавательный потенциал - объем информации, знаний о природном и социальном мире, которым располагает личность; 2. ценностный потенциал - идеалы, жизненные цели, убеждения, устремления личности; 3. творческий потенциал - самостоятельно выработанные умения, способности к созданию нового, к продуктивному труду, организаторской деятельности; 4. коммуникативный потенциал - формы общительности, прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми; 5. художественный потенциал - уровень художественных, духовных потребностей личности. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, подтверждаем. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (главные тенденции поведения). Понятие личности тесно связано с родственными ему понятиями человек, индивид и индивидуальность. В чем сущность и отличия этих понятий? Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Исследователи отмечают тройственную природу человека, как биопсихосоциального существа. Важно также и то, что человек является не только продуктом (результатом воздействия) определенных общественных отношений, но и творцом самих этих отношений. Индивид – отдельный, обособленный член социальной общности: народа, класса, группы или всего общества. Индивидуальность – неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

7 Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

Модель поведения человека со стороны общества.

Система представления человека как он должен вести себя.

Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию" (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть "общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности" (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную "личностную окраску". Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным "стилем исполнения роли".

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

Психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

Социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

Активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

Латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

Конвенциональные (официальные);

Стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "возрастания" личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с "персоной", чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – "стиль исполнения ролей". Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое "я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям

9 Социализация - это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.

Социализация - это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Выделяют несколько источников социализации индивида .

Передача культуры - она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт - он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

Процессы саморегуляции - они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация -это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация - это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой). В развитии выделяются такие стадии интериоризации :

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

В общем, процесс социализации можно характеризовать как :

Постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения;

Развитие саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции.

В качестве институтов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.

В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.

Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальное человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.

Впрочем, в литературе особенно не дискутируется вопрос о том, социальным или асоциальным рождается человеческий детеныш. В принципе, считается, что асоциальным. Хотя есть и противоположные точки зрения. Иногда говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. То есть ребенок изначально асоциален, но если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что этот тезис недостаточно корректен. Ничего не известно о наличии или отсутствии у ребенка потребности в общении, если нет самого общения, если опыт общения не приходит к нему извне. Ведь такие ситуации известны: когда дети выкормлены до некоторого возраста дикими животными. Да очеловечить их в известном смысле слова, несмотря на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе описан случай такого наблюдения и работы на протяжении более двадцати лет), но этот факт ничего не говорит о потребности в общении как таковой.

Есть основания полагать, что в социально-психологической литературе не решен вопрос о соотношении понятий «социализация», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др. Одна из точек зрения состоит в том, что понятие «социализация» не заменяет собой известные в педагогике и в педагогической психологии понятия «обучение», «воспитание», «развитие личности», иначе говоря, все эти понятия - не синонимы.

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятий «обучение», «воспитание», «развитие личности», отметим, что все перечисленное выше входит и в их объем. Получается что эти три понятия и понятие «социализация» - все-таки синонимы.

Представляется, что соотношение между этими понятиями следует искать не в плоскости их содержания, а в их связи между собой. А связь эта такая же, как и между понятиями «цель» и «средство». Социализация - это цель. Она состоит в том, чтобы получить индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все остальное - средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.

Обществу далеко не все равно, каким будет результат социализации. Если этот результат негативный - состоялась социализация индивида в таком случае или не состоялась? Да, состоялась, но общество степень этой состоятельности не устраивает. Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.

Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом.

Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, а также целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида.

  • Вимоги міжнародного гуманітарного права щодо правового статусу учасників бойових дій та миротворчих операцій.
  • ВОПРОС 3. Административно-территориальные и территориальные единицы: понятие и виды.

  • Термин социология впервые был введен О.Контом в 1839 г.

    Социоломгия (от лат. socius -- общественный; др.-греч. льгпт -- наука) -- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. По определению Энтони Гидденса, социология -- это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В. А., социология -- это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

    Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня наш мир радикальным образом отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам понять этот мир и его будущие возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии -- исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества “поддерживают свою жизнь” во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены.

    Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Линтон в 30-е годы 19 в. ввёл в социологическое знание понятие «социальный статус», определяя его как место, которое занимает индивид в системе социальных отношений и которое связано с совокупностью прав и обязанностей. Их выполнение формирует роль как предписанная и ожидаемое поведение от личности, занимающей определённое положение в обществе. Понятие «социальный статус» и «социальная роль» связаны между собой как статистическая и динамическая (функциональная) характеристики личности в системе социальных отношений.

    Каждый человек, выполняя свои функции, становится нужным другим. Функциональная взаимосвязь образует "каркас" общества. Это социальные статусы и роли, функционально связанные благодаря общественному разделению труда. Социальный статус - "водитель", "мать", "президент", "журналист", "мужчина", "спортсмен" и т.д. - это пустые ячейки. Каждая из них заполняется определенным количеством людей, но они постоянно меняются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другую работу. А ячейки остаются. Они необходимы обществу. Без них оно не сможет функционировать. Они полезны ему: врач нужен, чтобы лечить, учитель - чтобы учить и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем месте выполняет определенную важную общественную функцию.

    Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица.

    В конце ХIХ века английский историк Г. Д.С. Мейн придал ему социологическое значение. Статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. "Водитель" - профессия; "работник наемного труда, имеющий средний доход" - экономический параметр; "член демократической партии" - политическая характеристика; "мужчина в возрасте 40 лет" - демографический показатель (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных позиций.

    Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор (термин ввел Р. Мертон). Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

    Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, и ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей из их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф. Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни.

    Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие -- наоборот. Престиж -- это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.

    Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

    • - реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
    • -системы ценностей, характерной для данного общества.

    Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

    Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписываемый статус человек получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи - вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигаемый статус - писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат. Он приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп - семьи, бригады, партии.

    Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина - прирожденный статус, характеризующий пол. Русский - прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания.

    В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного.

    Когда родители - лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.

    Возраст - биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом так как в течение жизни человек переходит из одного возраста в другой и от конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

    Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «племянник», «бабушка» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Также существуют некровные родственники, так называемые законные родственники, которыми становятся вследствие заключения брака, усыновления и т. д.

    Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

    Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

    Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий.

    К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе.

    Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

    Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко - социальных взаимодействий - выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей).

    Социальный статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

    Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

    Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. Существуют две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

    Личный статус - положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

    Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых людей, а личный - среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

    Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т. п. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, то есть, быть лидером, независимым, аутсайдером. Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

    Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. Например, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, массовые сокращения, разорение фирмы и др. Такие процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.

    Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина.

    Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Если в 30 лет человек стал инвалидом, его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. Достигаемым статусом назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения.

    Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Описанные выше случаи можно отнести к смешанным статусам. Человек, получивший степень доктора наук, не может передать её своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит продвигаться по научной стезе. Смешанным статусом называется сочетание достигаемого или предписанного статуса с положением в обществе, которое занимает индивид вопреки собственному желанию, своему выбору или если на занятие той или иной должности накладываются социально - демографические ограничения, в результате которых занимаемое положение перестает выступать в качестве достигаемого статуса.

    Выделяют также формальные и неформальные статусы, основные и эпизодические, независимые и зависимые статусы.

    Сущность и содержание социального статуса

    Определение 1

    Социальный статус – это то положение, которое отдельная личность занимает в общественной среде, по отношению к другим гражданам социума..

    Социальный статус отличается мобильностью. Это проявляется в его ролевом аспекте. При этом, содержание и значение социального статуса является стабильным процессом.

    Сущность и содержание социального статуса отражается следующими чертами:

    1. Социальной системой взаимоотношений, в которую лаконично включен конкретный социальный субъект.
    2. Местоположение социального субъекта в обществе, отличительные черты этого места, его характеристика и специфика образования.

    Общественная жизнедеятельность предполагает функционирование отдельных людей и социальных объединений, которые вступают в систему взаимодействия и построения социальных контактов, в зависимости от их местоположения и роли в обществе, социального положения. Это отражает содержание социального статуса человека.

    Социальный статус и социальная среда способствуют становлению и развитию личностных интересов, общественных взаимоотношений, между отдельной личностью и той социальной средой, в которой она развивается и функционирует, формированию трудовых и бытовых условий, поддержанию здоровья и развитию досуговых направлений деятельности.

    Социальный статус определяет позицию человека в социальной среде, которое отражается в виде формирований отношений равенства и неравенства. По сути, социальный статус развивает социальное неравенство. Оно влечет за собой развитие отношений сотрудничества и борьбы в обществе. Если интересы различных субъектов оказываются идентичными, то начинают развиваться сотруднические взаимоотношения. И, напротив, если интересы оказываются абсолютно различными, то начинают развиваться отношения борьбы.

    Социальный статус ориентирован на сравнение позиций отдельных индивидов в обществе. Тем самым, происходит отражение местоположения каждого человека в иерархической структуре социума. Если социальный статус, занимаемый человеком располагает его на более высокой ступени, то он оказывается способен к изменению общества, оказанию воздействия на социальное развитие. Кроме того, он обладает определенными привилегиями данного социума и занимает особое место в нем.

    Признаки социальных статусов

    Социальное положение индивида, его социальный статус определяется существующей системой общественных отношений, которые характеризуют место субъекта, входящего в данную социальную структуру. Такие отношения в ходе практической совместной деятельности людей устанавливаются на длительное время и носят объективный характер.

    При определении социального статуса чаще всего используют многомерный подход, позволяющий учитывать все многообразие признаков:

    • природные признаки (возраст, пол); этнические отношения;
    • совокупность прав и обязанностей;
    • место в иерархии политических отношений;
    • отношения между индивидами в системе общественного разделения труда;
    • экономический критерий (собственность, материальное положение, уровень дохода, семейно-бытовые условия, образ жизни, образование, профессия, квалификация);
    • отношения распределения;
    • отношения по потреблению;
    • престиж – оценка социальной группой или обществом социальной значимости положений, занимаемых людьми и т.д.

    Разные социологи для определения статусов социальных групп населения используют собственную комбинацию критериев, поэтому и группировки индивидов могут происходить по-разному. Часто социальный статус определяется выполняемыми индивидом при взаимодействии с другими людьми социальными функциями. Социальный статус подразделяют по образованию, умениям и навыкам.

    Важным показателем социального статуса в современном обществе являются такие признаки как:

    • объем властных полномочий,
    • уровень дохода и образования,
    • престиж профессии в сфере муниципального и государственного управления.

    В социологии западных стран популярен социально-экономический индекс, который включает измеряемые признаки: качество образования, уровень дохода, престиж профессии. Социально-демографические признаки Социальный статус индивида устанавливается с учетом объективных социально-демографических показателей, включающих: возраст, национальность, пол, образование, материальные условия, род занятий, семейное положение, социальное положение, специальность, социальные роли, наличие постоянного места жительства, гражданство.

    Компоненты социального статуса

    К компонентам, характеризующих социальный статус относятся:

    • статусные права и обязанности – определяют, что носитель статуса может и должен делать;
    • статусный диапазон – обозначенные рамки в пределах которых реализуются статусные права и обязанности;
    • статусный образ - совокупность представлений о должном виде и поведении обладателя статуса;
    • статусные символы – определенные внешние знаки отличия, которые позволяют разграничить обладателей разных статусов; статусная идентификация – выяснение степени соответствия индивида статусу.

    Признаки отдельных видов социального статуса

    Существует большое количество разнообразных статусов, каждому из которых присущи свои характерные признаки:

    1. Главный статус определяет образ жизни индивида, в соответствии со статусом его идентифицируют окружающие;
    2. Предписанный статус характеризуется половозрастными признаками, расовой и национальной принадлежностью.
    3. Достигаемый статус описывается следующими критериями: уровень образования, квалификация, профессиональные достижения, звание, должность, карьера, благополучный в социальном отношении брак и т.д. М. Вебер выделял три основных показателя: власть, престиж, богатство.
    4. Социально-административный статус определяется набором прав и обязанностей.
    5. Личный статус характеризуется индивидуальными качествами и свойствами.
    6. Смешанные социальные статусы отличаются признаками как предписанных, так и достигаемых статусов, однако достигаемых в результате стечения определенных обстоятельств.

    Р. Мер-тон

    Социальный статус бывает:

    2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т.

    д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

    Важно усвоить следующее:

    Социальные статусы, их виды

    В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Человек социален, он взаимодействует с различными социальными группами. Входя одновременно о многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также, положения, кот. он занимает в каждой из них, используют понятие социальный статус. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе. . Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

    Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что СС характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу). Виды статусов: 1. приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

    Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции, это 2.

    достигаемые (приобретенные) Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса. Существуют статусы 3. статусы, связанные с системой родства, некоторые родственных статусов является приобретенными (усыновление, крещение). Статусы могут быть формализованными и неформализованными: формализованные защищены законом (директор завода, губернатор области), подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп, поэтому человек стремится «защититься» формальным статусом, неформализованные – статусы, основанные не на законах (лидер компании друзей, неформальный лидер коллектива). Кроме главного статуса, связанного с профессией, уместно сказать об обобщенном статусе, иначе наз. индексом социальной позиции – целостная оценка социальных позиций как своей, так и других в системе социальных координат.

    Из множества статусов прежде всего необходимо определить главный статус, что именно самоопределяет человека социально. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Поэтому надо различать основную, общую иерархию статусов личности, кот. срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Итак, основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение. Статусы в обществе иерархизированы, принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, социальный престиж (уважение, признание)статусов и есть иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественном мнении. Престиж статуса разделяем обществом, любая перестройка социальных институтов связана с изменениями иерархии статусов.

    Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

    Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

    Социальный статус бывает:

    1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

    2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец).

    Социальная роль и социальный статус.

    Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

    Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

    Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

    С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

    В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

    Важно усвоить следующее:

    1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

    2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

    3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

    4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

    Cтатусная группа и стиль жизни

    В обзоре различных определений статуса я до сих пор фокусировал внимание на статусе как позиции индивида в обществе. Однако, с социологической точки зрения, статус гораздо более интересен как атрибут социальных групп или коллективов. Поэтому нам надо перейти от определений индивидуальных статусов к понятию статуса группы, статуса общин (communities) и коллективных стилей жизни. В то время как американская социологическая традиция часто концентрировала внимание на индивидуальном статусе, традиция, идущая от Вебера, более интересовалась происхождением, поддержанием и социальными последствиями существования статусных групп и статусных общин (communities) как сплоченных и воинственных социальных коллективов. В книге «Экономика и общество» Вебер признавал различные значения понятия статуса и престижа, но, по-моему, лишь два аспекта статуса он рассматривал особенно серьезно. Во-первых, понятие статуса как системы «сословий», посредством которой общество (особенно феодальная система) делилось на основании юридических, социальных и культурных привилегий, порождавших разделенные между собой, различные кастоподобные группы. Статусные группы превращаются в сословия, когда их привилегии кристаллизуются в систему юридических и экономических иммунитетов, вытекающих из внешнего контроля или регулирования, защищенных обычаем, религией и законом.

    Во-вторых, Вебер интересовался анализом исторических и социальных функций статусных групп или статусных общин, которые являются коллективами, имеющими схожий стиль жизни, общую моральную систему, общий язык или культуру, религиозные отличия. В результате эти общие черты культуры порождают изолированные, внутренне солидарные общины, организуемые для защиты или расширения своих возможностей пользоваться культурными и социальными выгодами и привилегиями. С этой точки зрения социальная стратификация создает, поддерживает и распределяет в обществе различные формы власти через механизмы политической монополии, культурного воспроизводства и социального исключения. Идея о том, что статусные различия поддерживаются посредством культурной исключительности получила особое развитие в социологии культуры Пьера Бурдье. С точки зрения этих социологических подходов, мы можем вывести два соответствующих понятия статуса: статуса как стиля жизни (культурный статус) и статуса как политико-правовых прав (гражданский компонент статуса).

    Вебер определял статусную позицию (Stadische Lage) как действенную социальную претензию на знатность (honour) или уважение в форме позитивных и негативных привилегий. Статус обычно основывается на специфическом стиле жизни, формальном обучении или формальном престиже, вытекающих из определенного рода деятельности. Статус, к тому же, поддерживается и выражается через ранжировку условий жизни и питания, через монопольное пользование привилегированным доступом к власти и богатству, через социальную солидарность, порождаемую брачным союзом, и, наконец, через определенные обычаи и статусные условности. Под статусной группой он понимал множество социальных субъектов (actors), которые в более широком социальном окружении успешно претендуют на специфический почет (honour) и пользуются определенными социальными привилегиями. Статусные группы — это общности, имеющие привилегированный доступ к ограниченным ресурсам, особенно если эти ресурсы влекут за собой культурные, моральные или символические атрибуты.

    Вслед за Фрэнком Паркином мы можем отметить, что статусные группы или общины (communities) обычно возникают в результате социальной и политической узурпации, вызывающей коллективную борьбу за расширение доступа к ограниченным ресурсам и за укрепление таким способом коллективной позиции в системе почета (honour). Вебер продолжил сравнение экономических классов и статусных общин (communities) c точки зрения их внутренней солидарности и воинственности. В отличие от экономических классов статусные группы — это характерные социальные коллективы общинного характера, который предполагает воспроизводство типичного стиля жизни и культурного наследства. Экономические же классы наоборот являются просто агрегатами индивидов, связанных вместе обменом и другими экономическими отношениями.

    Социальные статусы и социальные роли

    Следовательно, статусные общности организованны как общины с целью защиты и укрепления своих социальных привилегий и прав.

    Смысл этих формальных определений позволил Веберу предпринять серию сравнительных исторических исследований социальной структуры и социальных изменений. Вебер хотел показать, что экономическое богатство – не единственный критерий социальной власти и влияния. Кроме того, он хотел исследовать общества, в которых престиж, достигаемый через образование или культуру, был значительнее, чем власть, основанная на собственности на средства производства. Например, в своем исследовании китайского общества Вебер придал особое значение политическому и культурному статусу образованных. Он писал, что «в течение двенадцати веков социальный ранг в Китае определялся в большей мере служебной квалификацией, чем богатством. Эта квалификация, в свою очередь, определялась образованием и особенно экзаменом. Китай сделал образование буквально единственным мерилом социального престижа, придав ему большую роль, чем это имело место в Европе в период гуманистов или в Германии».

    С точки зрения Вебера, этот культурный слой вносил вклад в укрепление социальной стабильности и традиционализма в Китае, поскольку имелось сходство между конфуцианской этикой слоя и стилем жизни гражданских чиновников. В книге «Религия Индии» Вебер показал, как религиозные убеждения относительно загрязнения играли важную роль в организации и сохранении кастовой системы. Эти примеры подчеркивают тот факт, что Вебер предпочитал проводить историческое исследование властных отношений в человеческом обществе, а не заниматься формальным развитием концептуальных различий между классом, статусом и партией. В последующей социологии веберовское подчеркивание значимости истории было утрачено. Но статическая категоризация различных слоев или сегментов не является заменой исторической социологии.

    Развитие Вебером идеи статусных групп было использовано для противопоставления марксистскому анализу экономического класса. Вебер хотел показать, что статусные группы более сплоченные, социально и политически более сознательные, чем экономические классы, которые Вебер определял как действующие на рынке агрегаты. Статусные группы в решающей мере зависят от поддержания исключительного стиля жизни, направленного на сохранение определенных культурных монополий. Статусные группы стремятся воспроизводить себя через механизмы образования с тем, чтобы предотвратить социальную мобильность посторонних и подчеркнуть свою исключительность и партикуляризм. Полезно сравнить книгу Т.Веблена «Теория праздного класса» с веберовской трактовкой статусных групп:

    «Для Вебера, как и для Веблена, функция престижного потребления, то есть подчеркивание бессмысленного с прагматической точки зрения стиля потребления, требующего многих лет изучения, состояла в том, чтобы предотвратить мобильность и институционализировать привилегии тех, кто поднялся на вершину в предшествующие годы или эпохи. Поэтому статусные группы определяются по специфическим стилем жизни».

    Таким образом, статусная группа – это сообщество индивидов, которые организовались для поддержания или расширения своих социальных привилегий посредством механизма социального закрытия с целью защитить существующие монопольные привилегии от посторонних. …Существование статусных групп неизбежно вызывает социальный конфликт и социальную борьбу, хотя эти формы социальной борьбы часто могут быть замаскированы или скрыты.

    Конфликтная социология

    Один большой спор в социологии возник по поводу вопроса, характеризуются ли социальные отношения прежде всего согласием или конфликтом. Теории социального согласия стремятся объяснить, как формируется социальный порядок, они обычно утверждают, что социальная стабильность создается общими ценностями и ожиданиями. Представители же конфликтной социологии находятся под впечатлением скорее от распространенности конфликтов, напряженности и беспорядка, чем от сфер согласия и консенсуса. Если смотреть из нашего времени, то многие из этих споров кажутся сейчас чем-то непродуктивным, поскольку на уровне здравого смысла ясно, что все социальные отношения порождают одновременно как согласие, так и конфликт. Однако в анализе статусных групп и статусной борьбы есть сильные аргументы в пользу подхода конфликтной социологии, так как в этой работе я утверждаю, что статус по самому своему характеру влечет бесконечную борьбу из-за распределения ограниченных ресурсов, особенно культурных. Конфликтная социология в своей наиболее разработанной форме дает общий и теоретически важный подход к социальным отношениям.

    …Историческое развитие статусной стратификации в Соединенных Штатах отличалось от развития классовых систем в Европе по ряду важных моментов. Прежде всего Соединенные Штаты не унаследовали феодальной знати, а миграция играла ключевую роль в формировании в качестве главного компонента ценностной системы чувства индивидуального успеха, социальная же система организовывалась в отдельные конкурирующие этнические общности. Эти исторические различия частично объясняют и различие подходов к социальной стратификации в американской и европейской социологии. В то время как европейская социальная теория прежде всего интересовалась ролью экономических классов в индустриальном обществе, американские социологи больше интересовались изучением социальной мобильности индивидов, анализом структуры занятий и субъективным восприятием престижа.

    В американском контексте веберовский конфликтный подход к статусным привилегиям был трансформирован и перекрыт «Уорнеровской социологической школой». Понятия «статуса» и «класса» были cлиты, а важность конфликта в формировании сознания игнорировалась. Социальная стратификация теперь рассматривалась как непрерывная градация позиций, которые приравнивались к ранжированию по престижу. Индивиды рассматривались как движущиеся через эти ранжированные позиции благодаря своим личным усилиям; понятие социально замыкающихся статусных групп, стремящихся монополизировать ресурсы, было оставлено в пользу образа Америки как бесклассового общества, имеющего большие возможности для социальной мобильности. Упор на классовый конфликт и конкуренцию статусных групп, составляющие существенные элементы в динамическом процессе исторических преобразований общества (что мы отмечали в социологии как Маркса, так и Вебера) был вытеснен подчеркиванием консенсуса в исследованиях общин (communities) школой Уорнера и структурно-функционалистской теорией стратификации Л.Дэвиса и У.Мура. Конечно, эти подходы к социальной стратификации в американской социологии в конечном счете подверглись широкой критике за то, например, что функционалистский подход к статусу игнорировал существенное неравенство, роль порожденных им интересов, монополизацию ресурсов и масштабные межгрупповые конфликты, имеющие место в американской жизни.

    Обрисовав разнообразие определений и подходов к статусу, я теперь хотел бы более ясно сформулировать мой собственный подход. Во-первых, я особо подчеркиваю политико-правовые черты понятия статуса. Как я уже отмечал, в латинском языке это слово первоначально означало правовую позицию или положение в обществе, в соответствии с которой гражданин мог претендовать на различные формы избавления от политических и налоговых обязательств. Поэтому под статусом я подразумеваю прежде всего комплекс социально-политических претензий к обществу, которое дает индивиду (или, выражаясь более социологически – группе) определенные блага и привилегии, выделяя его из числа других индивидов или групп. Эти социально-политические претензии (claims) касаются ограниченных ресурсов, особенно образования, культуры и символических ресурсов. Этот культурный аспект статуса порождает второе измерение: понятие статуса как культурно специфического стиля жизни, выделяющего в обществе статусную группу с особой идентичностью. В феодальных обществах доступ к привилегиям был организован исключительно через сословия (духовенство, дворянство и простые люди), которые имели свои культурные и ценностные системы. В модерновом обществе борьба по поводу социальных привилегий и отличительных символов более подвижна и открыта, она вовлекает в себя бесчисленное количество групп, коллективов и слоев.

    Подчеркивая социально-политический аспект, легче поддерживать более четкую грань между статусом и идеей экономического класса, поскольку класс касается системы экономического неравенства в обществе, используя категории производства, собственности и потребления. Поэтому я бы предпочел использовать понятие «экономический класс» как эквивалент «социального класса». …С одной стороны, я хочу разграничить экономические классы и статусные общности, а с другой — я считаю, что классовый и статусные анализы -далеко не взаимоисключающие вещи, их эффективнее всего использовать в комбинации… Мой анализ социальной стратификации показывает экономическую структуру общества (классы), распределение юридических прав (гражданство) и организацию престижа и почета в терминах «культурного капитала» (статус как культурно-своеобразный стиль жизни).

    Хотя читатель, вероятно, уже почувствовал, что идея статуса окружена достаточно непростыми терминологическими сложностями, все же в целях анализа я ввожу в этой работе еще одно разграничение: между статусными общинами и статусными колоннами или блоками. Статусная община – это, так сказать, подлинная форма прочной общины (или говоря социологическим языком – отношения Gemeinschaft); это общины, где индивиды на протяжении относительно долгого периода времени имеют общие атрибуты, например, язык, культуру или этническую принадлежность. Например, уэльская община в Южной Австралии или ирландская община Нью-Йорка являются, согласно моей терминологии, статусными общинами устоявшихся, внутренне солидарных коллективов. И наоборот, статусные колонны (columns) или блоки – это скорее ассоциации или организации (отношения Gesellschaft), в которых индивиды создают организационные структуры для достижения особых целей, например, получения пособий или налоговых льгот. Примером статусной колонны являются все лица, принадлежащие к неполным домашним хозяйствам (с одним родителем), которые претендуют на пособия или другие привилегии в социальном государстве (welfare state). Другие примеры – это ассоциации пенсионеров, группы защиты потребителей, благотворительные организации для солдат-инвалидов… Это группы лоббирования, которые часто во имя защиты гражданских прав создают ассоциации для оказания давления на местное или национальное правительства. Таким образом, статусные колонны появляются для достижения весьма ограниченных и возможно краткосрочных политических и социальных целей, в то время как статусные общины имеют тенденцию быть устойчивыми, многомерными, сложными, первичными группами.

    Статусные колонны или блоки оказываются вовлеченными в статусную политику, которая включает заявление претензий к государству на социальные права группами, испытывающими некоторую дискриминацию и апеллирующими к современному, универсалистскому законодательству. Поскольку уравнительный универсализм является главным критерием современных демократий, граждане будут испытывать разные формы неравенства с точки зрения таких особенностей статуса как возраст, пол или национальность. Там, где эти статусные колонны становятся получателями государственной помощи, мы имеем статусную политику… В политико-правовом смысле я подразумеваю под статусом (комплексом социальных требований к общественному хозяйству или государству) современное гражданство…

    Б.Тернер. Статус (Из книги: Bryan S.Turner. Status. Open University, Milton Keynes, 1988). /Переводс англ. и редакция В.И. Ильина. Доступно из URL: http://www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/terner.htm

    Л. Уорнер
    Социальный класс и социальная структура

    Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня приготовил классный материал о том, что такое социальный статус. Эту тему необходимо знать всякому сдающему ЕГЭ по обществознанию, потому что она является базовой для понимания как социальной сферы, так и других сфер. В прошлом посте мы разбирали . Но тема столь нужная, что решил написать отдельный пост.

    Понятие социального статуса

    Социальный статус — это фиксированное положение человека в обществе. Очень простое определение. Общество представляет собой слоеный пирог из социальных страт. Каждый человек занимает в той или иной стране фиксированное положение, которое можно однако изменить.

    Например, статус ученика в школе. Ученик может быть первоклашкой (первоклассник), 10-классником или выпускником школы. Каждый из этих статутов предполагает свое положение в школе и в обществе. К выпускнику школы гораздо больше требований со стороны педагогов, чем к первокласснику, больше ответственность.

    Статус ребенка подразумевает, что дитя должно слушаться родителей, ходить в детский сад, школу, познавать мир, и выполнять свои домашние обязанности.

    То же самое относится к других сторонах жизни общества. На любом предприятии есть специалисты, которые работают здесь уже по 10-20 лет. А есть стажеры, принятые на работу недавно. У стажера и специалиста разная доля ответственности, разные функции.

    Преподаватель должен формировать у своих учеников необходимые для их профессиональной жизни компетенции. Шофер — нормально водить автобус или машину, чтобы пассажиры не чувствовали себя так, как будто едут в скотовозке и.т.д.

    Кроме обязанностей статус наделяет своего владельца и правами. Например, если ты водитель автобуса твой ежегодный отпуск должен быть не менее 35 дней, а если преподаватель — то не менее 56-ти 🙂

    Таким образом, статус имеет следующие характеристики: объем обязанностей по отношению к обществу, объем прав, статусные символы (например у военных), свою социальную роль.

    Виды социальных статусов

    С целью более подробного освещения данной темы взял из своих закромов вот такую инфокарту:

    Скачать эту инфокарту в натуральном размере

    Если разбираться с видами статусов, то думаю, тоже всё понятно.

    Основной или главный социальный статус — тот, который для тебя в твоей жизни значим. Ясно, что если ты звезда Голливуда, как Мэт Дэймон (показан на инфокарте), то ты от него уже никуда не денешься. Твоя жизнь будет связана с ним. Если ты врач, то ясно и понятно, что твоя основная занятость — по лечению пациентов.

    Второстепенный - меняем несколько раз в день: пассажир автобуса, покупатель в магазине и пр. Само собой с ним мы себя гораздо слабее идентифицируем, чем в с главным социальным статусом. К примеру, когда ты выходишь на улицу, ты не почувствуешь себя пешеходом, пока не дойдешь до светофора.

    Аскриптивный — который тебе присваивается независимо от твоего желания и твоей воли. Родился в башкирской семье — будешь башкиром, родился в бурятской — будешь бурятом. Родился мальчиком - будешь эээ... ну в большинстве случаев мальчиком, родилась девочкой скорее всего ей и останешься 🙂

    Достигаемый социальный статус — который ты достигаешь по ходу жизни. Он может быть профессиональным, основным и пр.

    Смешанный статус — присваивается тогда, когда твое положение на социальной лестнице непонятное. Возможно ты стал люмпеном или социальным аутсайдером. Для ознакомления с этими терминами прочти статью . Примеры: поколение pepsi, поколение большого пальца..., ну это когда ты постоянно жмешь на кнопки своего телефона, чтобы твой большой палец стал более приплюснутым.

    Ребенок твой родится с уже нормальным приплюснутым пальцем, чтобы удобнее было на телефон нажимать 🙂 Вот и получается поколение большого пальца.

    Личный социальный статус тот, который ты получаешь в социальной группе. Обычно он может быть как формальным (менеджер направления, директор, бригадир и пр.), так и неформальный (водолаз, очкарик — тот кто носит очки; мачо, чувак, чувиха, бомж, бич, лузер, здравый или нездравый - теремное).

    Надеюсь тема стала понятнее. Оформи подписку на новые статьи, поделись этим материалом с друзьями в социальных сетях!

    С уважением, Андрей Пучков

    Что еще почитать