Для логопедических занятий выделяют отдельный кабинет. Но не все знают, как нужно правильно его оформлять, какая документация является обязательной. В первую очередь помещение, предоставленное для логопедического кабинета, важно привести в соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям. Еще одним из обязательных атрибутов является табличка на двери, содержащая информацию об имени специалиста, часах приема. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, но без лишних предметов интерьера, чтобы не отвлекать внимание детей на занятиях.
Зонирование учебного помещения позволит повысить эффективность коррекционных занятий. Оптимальной считается такая планировка:
Когда проверяют работу специалиста, обращают внимание не только на качество проведения занятий, но и на то, как оформлено рабочее место. Также одним из критериев оценивания является умение вести документацию. Одной из обязательных бумаг является паспорт логопедического кабинета по ФГОС. Что в нем должно быть отмечено?
Чтобы процесс обучения приносил положительный результат, у специалиста должно быть все необходимое для работы. Поэтому существует список основного оборудования логопедического кабинета:
Все вышеперечисленное оснащение необходимо, чтобы создать оптимальные условия на занятиях и помогать реализовывать следующие задачи:
Стандартизация образовательного процесса в виде норм ФГОС позволяет добиться неплохих результатов. В них перечислены необходимые требования для оформления логопедического кабинета.
Администрация учебного заведения периодически осуществляет проверочный анализ работы специалиста. Особого внимания заслуживает документооборот логопеда. В документах отражены основы коррекционных программ, рабочие планы, отчеты. Это позволяет увидеть динамику в обучении, ознакомиться с составом детей, посещающих логопедические занятия. В номенклатуру обязательных документов для логопеда входят:
Каждый логопед знает, как определить ребенка. Для этого у специалиста должно быть все необходимое оборудование. Чтобы рассмотреть все стороны развития речи, понадобится:
Что же подразумевается в логопедическом кабинете в ДОУ под данным понятием? Это создание необходимых условий для речевого развития. Поэтому в кабинете логопеда имеются все необходимые дидактические игры, наглядные материалы для:
Требования к рабочему месту специалиста такие же, как для дошкольных учреждений. Логопедический кабинет в школе обустраивается в соответствии требованиям по технике безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам. Также у учителя-логопеда должна быть аналогичная документация, материалы для обследования речевого развития и предметно-развивающей среды.
Оборудование рабочего места логопеда немного отличается от дошкольного. Это обусловлено тем, что специфика работы немного другая: ведь перед детьми школьного возраста ставятся уже другие образовательные задачи:
Как можно заметить, оформление школьного кабинета немногим отличается от дошкольного. На стены нежелательно вешать много картин или игрушек - детей ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Можно сделать стенды, на которых будут написаны правила красивой речи, этапы речевого развития.
В выборе стилевого детского сада или школы приветствуется минимализм. Можно поставить несколько комнатных растений. Не менее важно поддерживать чистоту рабочего места, чтобы кабинет имел аккуратный вид. На всех предметах, шкафах и ящиках должны быть наклеены надписи, из которых будет понятно, какой материал там хранится. Так же в логопедическом кабинете обязательно наличие аптечки для оказания первой помощи.
Чтобы правильно оформить кабинет, учителю-логопеду стоит ознакомиться с требованиями ФГОС. Тогда будут созданы комфортные условия для проведения занятий и деятельности специалиста.
В последние годы возросло число детей, которые очень нуждаются в услугах логопеда. Исходя из данного факта, открытие частного логопедического кабинета является довольно успешным бизнесом. И если вы разыскиваете прибыльную бизнес-идею, то вам стоит присмотреться к этому направлению. И если вы являетесь опытным логопедом, то помните о том, что у вас все обязательно получиться. При организации подобного бизнеса помните о том, что если подойти к этому вопросу очень тщательно, то вполне возможно рассчитывать на хороший доход. Ниже мы расскажем вам о том, как открыть кабинет логопеда. Специально для вас мы приведем инструкцию, которая поможет вам в этом.
Если вас заинтересовала бизнес-идея логопедический кабинет, то к ней вы должны обязательно присмотреться с большим вниманием. Здесь стоит выполнить несколько конкретных действий.
Теперь стоит поговорить о стоимости на такие услуги. Средняя цена индивидуального занятия у логопеда составляет примерно 800-850 рублей. Общий срок окупаемости всех расходов на этот вид деятельности зависит от числа учеников.
Вы, наверное, поняли то, что кабинет логопеда как может принести хорошую прибыль. Но это произойдет в том случае, если вы грамотно подойдете к этому делу. На общее развитие ребенка довольно сильно оказывает свое влияние та обстановка, которая его окружает, а особенно в тот момент, когда он постепенно начинает познавать мир вокруг себя. А тем детям, которые имеют какие-либо нарушения речи, внешняя среда имеет очень важное значение. Именно она и обязана побуждать в таких детках желание общаться исходя из этого, нужно постараться обустроить логопедический кабинет правильно.
Имеющуюся площадь в логопедическом кабинете нужно поделить на некоторое число рабочих зон, которые будут в свою очередь отличаться друг от друга внутренним оснащением.
Зона для коррекции речи обязательна должна иметь три настенных зеркала, плакаты, на которых изображены яркие картинки, способствующие исправлению речи и рабочие планшеты.
В зоне, предназначающейся для общего недоразвития речи должны находится следующие предметы: яркие картинки для составления разных рассказов, планшеты со сказками и рассказами, всевозможные загадки, ребусы, кроссворды, словесные игры и т.д.
В каждом логопедическом кабинете должна иметься образовательная зона, необходимая для освоения и подготовки ребенка грамоте. Общее пространство в этой зоне обязательно должна быть оборудована разноцветными магнитами, магнитной доской, указкой и т. д.
Также в логопедическом кабинете должен иметься небольшой уголок для коррекции речи. В данной зоне обязательно должно располагаться зеркало, большой плакат над ним, на котором изображены главные артикуляционные упражнения, а также песочные часы, для возможности контролировать время, идиктофон в виде игрушки, при помощи которого ребенок самостоятельно научиться контролировать правильное произношение.
Зона для игрового, дидактического и методического сопровождения может быть обустроена большим шкафом, имеющим много ящиков для хранения учебных пособий, также учебным материалом по коррекции произношения, обучению грамоте, специального оборудования, необходимого для формирования речевого дыхания и различных игр (настовых, игровых карточек, игрушек и т.д.).
В зоне, предназначенной для технических средств обучения, необходимо расположить этажерку, на полках которой должны присутствовать следующие устройства6 диктофон, микрофон, всевозможные кассеты с детскими песенками и рассказами, музыкальные игрушки.
Не нужно забывать об общем интерьере логопедического кабинета. А именно, о рабочей зоне для самого учителя. Данная зона представляет собой стол для логопеда, оснащены ящиками, в которых будут храниться речевые карты, журнал посещаемости детей, их обследования, блокнот – ежедневник и различная мелочь.
Также в этом кабинете должна иметься и информационная зона для самих родителей. Ее следует располагать в зоне коридора, который ведет в сам кабинет. Данная зона должна быть обустроена планшетами с рекомендациями логопеда, и осиновыми сведениями о коррекции и развитии речи у детей.
В заключение
Эта статья помогла узнать вам о том, как логопеду заработать деньги. Действительно, с помощью этой публикации вы смогли узнать о том, как обустроить логопедический кабинет для того, чтобы принимать в нем деток. Но при организации подобного бизнеса не забывайте о том, что это дело требует юридического оформления. Поэтому уделите и этому моменту должное внимание.
Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.
Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда ).
Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:
Речевой центр.
Зеркала , перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.
Центр моторного
развития.
Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною
). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д
., многофункциональные крышки и многое другое.
Центр зрительного восприятия.
Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным.
Центр
речевого дыхания
представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).
Центр релаксации
. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.
Информационный центр
находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.
Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью.
Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.
Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.
учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,
г. Ершова Саратовской области, Россия.
Термин «дизайн» (от англ, design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) обозначает новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Именно с такой - творческой по своей сути - деятельности по рациональному построению предметно-развивающей среды обычно начинают свою работу логопеды - ив этом огромный плюс профессии!
Ориентирами в оформлении и подборе оборудования должны выступать действующие СанПиН , а также другие нормативные и методические документы. Так, согласно концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», среда, в которой находятся дошкольники, «должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливания организма», а обязательное условие ее построения - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми . В связи с этим цветосветовой и предметный дизайн логопедического кабинета должны, с одной стороны, быть подчинены обеспечению физического и психологического комфорта ребенка (подгруппы детей), логопеда и других взрослых (педагогов, родителей), которые достаточно часто его посещают; с другой - необходимо помнить о сугубо утилитарных функциях кабинета.
Общее цветовое решение кабинета логопед может выбрать самостоятельно, приняв во внимание размеры помещения и ориентацию окна/окон на южную или северную стороны. Например, маленький кабинет, который редко освещается солнцем, будет выглядеть еще меньше, если его окрасить в темные цвета, заполнить крупногабаритной и тоже темной мебелью. Лишними в нем будут и большие картины на стенах. А вот «раздвинуть» стены и создать ощущение простора помогут светлая цветовая гамма и легкое переносное или быстро трансформирующееся оборудование.
Следует продумать и качество отделочных материалов для стен - они, в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03, должны допускать уборку влажным способом и дезинфекцию. Важно подумать возможность естественного освещения кабинета как одного из основных помещений ДОУ. Однако для проведения занятий во второй половине дня, а также при сокращенном световом дне нужно подобрать и установить источники достаточного и равномерного искусственного освещения как всего кабинета, так и его отдельных зон.
Зонирование пространства рабочего кабинета - целиком результат творческой деятельности самого логопеда. Наиболее часто можно видеть организацию его пространства в соответствии с тремя зонами.
Пространство-организующим элементом первой зоны - для индивидуальных занятий - служит настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребенка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Особенно важно правильно определить высоту расположения зеркала над полом и способ крепления, а также освещение всей зоны в целом во время дневных и вечерних занятий. Под зеркалом обычно размещаются настенная полка для необходимых в ходе индивидуальных занятий пособий или стол (в форме трапеции, прямоугольника), стульчики. Особенно привлекательно, на наш взгляд, выглядят пластиковые стулья, так как они могут быть подобраны не только по высоте сидения и спинки, но и по цвету, а их эргономичный дизайн позволяет ребенку сидеть в наиболее удобной позе.
Возможно, кто-то из логопедов предпочтет усовершенствовать эту достаточно традиционную по набору элементов зону и воспользуется регулируемой по высоте «партой логопеда», которая в одном из вариантов имеет не только зеркало, но и подъемную столешницу с расположенной на ее внутренней стороне магнитной доской. Парта многофункциональна: в сложенном виде (зеркало и магнитная доска опущены) это просто удобный детский стол, а далее в зависимости от хода индивидуального занятия могут быть подняты либо зеркало, либо магнитная доска.
Вторая зона логопедического кабинета предназначается для организации подгрупповых (до 6 человек) занятий и игр с детьми. Ее составляют соответствующие детскому росту столы, стулья, учебно-демонстрационное и игровое оборудование. Если позволяет площадь кабинета, наиболее уместным здесь может быть размещение, например, регулируемых по высоте столов в форме подковы, цветка, фасоли и т.д. Интересным вариантом комплектации данной зоны может быть установка овального составного стола (два полукруглых и один прямоугольный), что позволяет во время подгруппового занятия менять расположение детей в этой зоне и организовывать их индивидуальную деятельность или работу в парах, тройках.
Следует определить, как именно - статично или в динамике - будет представлено в этой зоне демонстрационное оборудование. В последнее время логопеды все чаще делают выбор в пользу мобильного, передвижного оборудования, используя при организации коллективной и индивидуальной детской деятельности поворотные доски, односторонние или двухсторонние мольберты, наборное полотно. Если же площадь кабинета невелика, на помощь придут привычные настенные доски из современных материалов, на которых удобно располагать картинки с помощью магнитов, писать или рисовать мелом, водными фломастерами. Сделанный своими руками стационарный или переносной фланелеграф, ков-ролинограф или сенсорное экологическое панно позволят использовать на логопедических занятиях не только картинный материал, но и разнообразные по фактуре ткани, создавать вместе с детьми разнообразные тематические композиции, цветовые коллажи.
Особое внимание во второй зоне должно быть уделено расположению учебно-игровых материалов и пособий. Кабинет логопеда (как, впрочем, и простое общение с ним) крайне притягательны для детей. Для многих дошкольников посещение логопедического кабинета становится событием дня, а вопрос «Почему я сегодня с Вами не занимался?» подчас звучит как самый суровый укор логопеду. Однако фиксированный график индивидуальных и подгрупповых занятий далеко не всегда позволяет дать детям «просто поиграть» в логопедическом кабинете, хотя при рациональном планировании рабочего времени это все-таки возможно и делается во многих ДОУ. Каков же выход из сложившейся ситуации?
На наш взгляд, прежде всего следует более широко трактовать сам термин «занятие» - как интересную совместную деятельность ребенка (детей) и логопеда: беседы, игры, рисование, конструирование и т.д. При этом тип их взаимодействия и позиция взрослого в детской деятельности могут быть различными - «учитель», «равный партнер» или «созидатель» развивающей среды . В роли «учителя» логопед ставит перед детьми конкретные задачи, предлагает определенные способы или средства их решения, оценивает правильность действий - не правда ли, именно эта позиция ему наиболее часто свойственна? Однако стоит помнить и о целесообразности других ролей, которые позволяют логопеду включаться в деятельность наравне с детьми или предоставить им возможность действовать свободно и самостоятельно.
Данные позиции сказываются и на подборе учебно-игрового оборудования для детей. Так, если размеры кабинета достаточно велики, можно поставить дидактический стол с закрепленными на столешнице ящиками, расположив в них пособия для развития двигательно-тактильного и зрительного анализаторов, совершенствования умения ориентироваться в цветах, формах и величин предметов. Логопед всегда придумает, на какой «волшебный ящик» обратить внимание того или иного ребенка в конце, середине или даже в самом начале индивидуального или подгруппового занятия, предложив ему наиболее полезное в данный момент игровое задание. Набор материалов на дидактическом столе может варьироваться, а величина самого стола дает возможность играть рядом или вместе сразу нескольким детям.
Еще один вид крупногабаритного оборудования, который может быть размещен в кабинете - шкаф-стенка для игрушек, имеющий как закрытые, так и открытые полки для хранения игрушек, настольно-печатных пособий и других материалов. Являясь альтернативной книжным шкафам и стеллажам, она удобна и детям и логопеду. Дошкольникам предоставляет свободу выбора предметов из числа специально подобранных и разложенных на полках перед занятием; логопед приобретает возможность убрать в ящики ненужные для данного занятия и отвлекающие внимание детей материалы.
В идеале в логопедическом кабинете найдется место и для напольного ковра, и для комплекта мягкой детской мебели или просто одной-двух кушеток для релаксационных игр и упражнений.
Наконец, в оборудование третьей - консультативно-методической - зоны логопедического кабинета входят стол и несколько стульев для взрослых, а при необходимости - книжные полки, стеллажи или шкафы. В последнее время все чаще рабочее место логопеда оснащается компьютером, и в случае его использования не только для оформления текущей и итоговой документации, но и при работе с детьми следует продумать, как наиболее удобно разместить перед ним дошкольника.
Анастасия Гредякина
Коррекционная предметно-развивающая среда логопедической группы и логопедического кабинета для дошкольников .
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.
Материально-техническое оснащение группы и кабинета в основном соответствует требованиям - носит развивающий и коррекционный характер, создает условия для творческой деятельности каждого ребенка, предоставляет детям возможность для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Самой заметной и познавательной частью нашей группы является стена ,оформленная в виде города . Она нам очень помогает в работе,изучая лексические темы,на занятиях по математике,грамоте и т. д.
Зону по коррекции произношения мы оформили ,соединив с лексической темой насекомые и обыграли предлогами.
Информативный центр для родителей тоже захотелось сделать своими руками и представить в виде карусели из известного мультфильма.
В группе у нас растет чудо-дерево,на котором в зависимости от времени года меняется съемный материал на липучках.
В оформлении как вы уже заметили мы используем оракал,цветную клеющуюся пленку,она очень хороша для декоративных оформлений ,очень проста в работе.
Детки у нас спят в спальне и видят сказочные сны,которые разносят им маленькие волшебные феи).
Оформление логопедического кабинета :
Сейчас все стенды можно заказать и изготовить на специальных панелях,но своими руками делать методические пособия роднее и милее)
Публикации по теме:
«Профессии на стройке» конспект занятия в логопедической группе учителя-логопеда Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Профессии на стройке» для детей с тяжелыми нарушениями.
Уважаемые коллеги и гости моей странички! В этом году у нас в дошкольном учреждении проводился конкурс для педагогов «На лучшее оформление.
Годовой план учителя-логопеда в старшей логопедической группе Мероприятия Сроки проведенияОрганизационная работаПодготовка кабинета к новому учебному году До 1 сентября Первичное и углубленное обследование.
Все течет, все изменяется. и в нашем учреждении грянули перемены. Мне предоставили новый кабинет, нужно было сделать ремонт и переехать.
В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.
В нашем детском саду, как и во многих детских садах, педагоги стараются украшать свои группы к каждому сезону. Специалисты решили тоже не.
Родительское собрание для родителей логопедической группы «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Родительское собрание. Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Цель: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания.
cruzefan.ru - Автомобильный портал - Cruzefan