Морские перевозки занимают достаточно большую нишу среди всех видов грузоперевозок. Судами доставляются различные виды товаров и продуктов. Морские перевозки так же предназначены и для транспортировки опасных грузов.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Какие правила разработаны в целях обеспечения максимального уровня безопасности водных перевозок? Какие требования выдвигаются международными соглашениями к транспортной компании, морскому судну и экипажу, читайте далее.
Международная морская организация (сокращенно ИМО) приступила к разработке Кодекса по правилам транспортировки опасных грузов в середине 1960 – х годов.
Данный документ считался приложением к существующей и успешно действующей Конвенции по охране жизни человека на море.
Окончательный вариант Кодекса был принят 27 сентября 1965 года. Документ подписали представители более чем 68 стран. Первое время документ носил чисто рекомендательный характер и не был обязателен для точного исполнения.
В 2002 году была произведена редакция документа. В большей степени поправки коснулись именно транспортировки морем грузов, причисленных к категории опасных.
В это же время было принято решение о введении обязанности пунктуального исполнения всех пунктов Кодекса с 1 января 2004 года.
Основная цель Кодекса – обеспечить максимальную безопасность:
Положения документа распространяются на все суда, перевозящие опасные вещества, не зависимо от их вида и размера.
При транспортировке грузов морскими транспортными средствами можно столкнуться:
Команда корабля должна не только уметь слаженно и быстро действовать, но и быть достаточно образованной, чтобы в кратчайшее время выяснить какие средства можно использовать для предотвращения загрязнения моря и окружающей среды.
Международный Кодекс так же предъявляет определенные требования к:
Транспортная компания, занимающаяся организацией перевозки опасных грузов морем должна иметь разрешение – лицензию для занятия подобной деятельностью.
Чтобы получить разрешение требуется:
Компания обязана постоянно следить за:
В обязанности ответственных лиц так же входит проведение периодического инструктажа по техники безопасности при работе с вредными веществами.
Работники компании, являющиеся должностными лицами и отвечающие за подготовку перевозки обязаны знать:
Ответственные работники обязаны пройти курс обучения, сдать квалификационные экзамены и получить соответствующие удостоверения.
Экипаж судна, в том числе капитан и лицо, отвечающее за безопасность, должны знать:
Предусмотрено как для должностных лиц, отвечающих за подготовку доставки и непосредственно перевозку, так и для компаний, сотрудниками которых являются ответственные лица.
Судно, предназначенное для транспортировки вредных веществ, обязано пройти предрейсовый осмотр и получить разрешение на осуществление перевозки. О допуске судна делается запись в свидетельстве Регистра.
Чтобы пройти технический осмотр, транспортное плавающее средство должно быть оборудовано:
Суда дополнительно должны комплектоваться:
Кроме основных требований существуют и дополнительные. Перед каждым рейсом должна проводиться:
Отдельные требования предъявляются к таре, в которой производится транспортировка опасных веществ, упаковке и маркировке.
Упаковка, применяемая для перевозки опасных грузов должна быть:
Различают следующие виды упаковок в зависимости от вида перевозимого вещества:
Если перевозятся вещества в небольших упаковках, то они должны быть загружены в иную, большую по размерам тару.
Следует учесть, что не все вещества можно перевозить совместно в одной упаковке. Размещением товаров на судне занимается ответственное лицо под наблюдением капитана корабля.
Все отдельные упаковки и тара должны быть промаркированы знаками опасности. Знак, соответствующий перевозимому грузу, должен быть наклеен как на малой, так и на большой таре, причем знак всегда дублируется.
отражают:
В отдельных случаях на знаках может быть изображена и иная информация, например, при перевозке радиоактивных веществ рекомендуется указывать точное название вещества и уровень заражения.
Если в таре перевозится несколько различных видов опасных веществ, то на поверхность контейнера наклеиваются все знаки опасности.
Информация о знаках так же отражается в аварийных карточках, хранящихся у ответственного лица. Каждая аварийная карточка содержит код, состоящий из цифр и букв, которым следует руководствоваться при наступлении критической ситуации.
За несоблюдение требований по перевозке опасных грузов морем ответственность может быть возложена:
Компания и ее сотрудники несут ответственность за:
Лица, сопровождающие груз, в том числе и командир экипажа судна, несут ответственность за:
Ответственность может быть:
Основными последствиями некорректной перевозки опасных грузов морскими судами могут быть:
Последствия могут коснуться не только экологической безопасности, но и самого судна, а так же его экипажа. Неправильная транспортировка опасных веществ может привести к возникновению пожара и полному уничтожению судна и его команды.
Несоблюдение условий, касающихся работы с вредными веществами могут стать причиной серьезных заболеваний, увечий и как следствие инвалидности.
Ухудшение экологической обстановки может повлиять и на окружающих людей, так же вызывая тяжелые формы различных заболеваний и увечий. С особой осторожностью в этом плане требуется подходить к ядовитым и радиоактивным веществам.
В отношении перевозок опасных грузов морским транспортом в Российской Федерации приняты правила национального и международного уровней. Участникам ВЭД, занимающихся внешней торговлей сырьём и товарами данного класса, необходимо знать методические рекомендации по их транспортированию.
Для начала разберёмся, какие вещества и материалы попадают под эту категорию и какова их классификация, а затем ознакомимся с основными правилами морской транспортировки в соответствии с МК МОПОГ. Коснёмся правил упаковки, маркировки и сопроводительных документов, необходимых для перевозки опасного груза.
Опасные грузы – это любые объекты, характеристики и свойства могут:
Под это обозначение подпадают вещества:
МК МОПОГ — основной документ, регламентирующий перевозки опасного груза морем.
Согласно ГОСТ, выделяются классы опасных грузов:
Существует , выделенных на основании их характеристик и степени опасности.
За готовность судна к перевозке опасного груза отвечает капитан.
Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МОПОГ) разработан Международной морской организацией (ИМО). Кодекс часто редактируется, дополняется. Включает в себя 4 части, исходя из них можно выделить ключевые правила транспортировки по МК МОПОГ.
Помимо МК МОПОГ, морские перевозки опасного груза регламентируются международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 (предотвращение загрязнения судов) и СОЛАС-74 (международная конвенция, направленная на охрану человеческой жизни на море).
При транспортировке грузов иностранных фрахтователей упаковка, маркировка, документация, класс груза должны соответствовать МК МОПОГ.
В соответствии с ГОСТом (26319-84) и правилами перевозки опасных грузов грузоотправитель обязан упаковывать груз таким образом, чтобы упаковка сводила к минимуму возможные риски при транспортировке и погрузке и разгрузке. Упаковка должна соответствовать ряду характеристик.
К прокладочному материалу, необходимому при транспортировке опасных жидкостей, также предъявляется ряд требований. Он должен:
О том, что на борту судна находится опасный груз, сообщают специальные знаки. Требования к маркировке регулируются ГОСТом (19433-88) и правилами МОПОГ.
При перевозке опасного груза морем маркируется упаковка и тара, в которой находится груз. Специальные ярлыки устанавливаются и на сам груз, и на транспортное средство, перевозящее его.
Маркировка опасных грузов должна соответствовать следующим требованиям:
К сопроводительной документации при транспортировки опасных грузов, также применяются правила.
Грузоотправители зачастую фрахтуют судна для перевозки опасного груза. Информация о том, как происходит расчёт фрахта
Кодекс включает алфавитный перечень опасных грузов, содержащий на 01.01.09 более 5000 наименований).
Все опасные грузы кроме транспортного наименования имеют и номер ООН. Номер ООН - это номер, присвоенный "Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов ООН" конкретному веществу или изделию. Транспортным наименованием опасного груза является его наименование, указанное в "Перечне опасных грузов" (Списки DGL опасных грузов) в ММОГ.
В соответствии с Частью 2 ММОГ все опасные грузы, перевозимые водным транспортом, делятся на 9 классов:
Класс 1 - Взрывчатые вещества;
Класс 2 - Газы сжатые, сжиженные или растворенные под давлением;
Класс 3 - Воспламеняющиеся жидкости;
Класс 4.1 - Воспламеняющиеся твердые вещества;
Класс 4.2 - Вещества, способные самовозгораться;
Класс 4.3 - Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
Класс 5.1 - Окисляющие вещества;
Класс 5.2 - Органические перекиси;
Класс 6.1 - Ядовитые (токсичные) вещества;
Класс 6.2 - Инфекционные вещества;
Класс 7 - Радиоактивные вещества;
Класс 8 - Едкие и коррозионные вещества;
Класс 9 - Прочие опасные вещества и изделия.
Если опасный груз не указан в списке DGL ММОГ или Рекомендациях ООН, ему присваивается термин Н.У.К. (не указанное конкретно) - Not Otherwise Specified (N. O. S). Будучи опасным, груз должен классифицироваться согласно опасности (по заявке грузоотправителя или акта лабораторных испытаний).
Тара с опасными грузами должна иметь маркировку, указывающую их правильное техническое наименование.
Тара с опасными грузами должна иметь отличительные знаки опасности, выполненные в виде ярлыков или плакатов либо нанесенные на упаковки с помощью трафарета, в зависимости от того, что является приемлемым, четко указывающие на опасные свойства, находящихся в ней грузов.
Способы нанесения на тару с опасными грузами правильного технического наименования, крепления к ней ярлыков или плакатов или нанесения на нее с помощью трафарета знаков опасности должны быть такими, чтобы данная информация оставалась различимой на таре, находящейся в морской воде по меньшей мере в течение трех месяцев.
Такие маркировки и знаки опасности, выполненные в виде ярлыков или нанесенные с помощью трафарета, должны иметься на всей таре с опасными грузами, за исключением:
2) случаев, когда особыми обстоятельствами допускается, чтобы тара укладывалась и перегружалась укрупненными грузовыми местами, имеющими отличительные знаки опасности.
Размещение и крепление опасных грузов
Опасные грузы должны быть погружены, размещены и закреплены безопасно и надлежащим образом в соответствии с характером этих грузов. Несовместимые грузы должны быть отделены друг от друга.
Взрывчатые вещества (за исключением боеприпасов), представляющие серьезную опасность, должны быть уложены в особые помещения, надежно запертые во время рейса. Такие взрывчатые вещества должны быть отделены от детонаторов. Электроаппаратура и кабели во всех помещениях, в которых перевозятся взрывчатые вещества, должны быть устроены и использованы так, чтобы сократить до минимума опасность возникновения пожара или взрыва.
Перевозимые в таре опасные грузы, которые выделяют опасные пары, должны быть уложены в помещении с искусственной вентиляцией или на палубе. Перевозимые навалом опасные грузы, которые выделяют опасные пары, должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях.
На судах, перевозящих воспламеняющиеся жидкости или газы, должны приниматься особые меры предосторожности против возникновения пожара или взрыва.
Вещества, способные самонагреваться или самовозгораться, не должны перевозиться без принятия надлежащих мер предосторожности с целью сокращения до минимума возможности возникновения пожара.
Все грузы, кроме навалочных и наливных, должны быть погружены, размещены и закреплены в течение всего рейса в соответствии с Наставлением по креплению груза, одобренным Администрацией.
Тара для перевозки опасных грузов
Тара опасных грузов должна:
быть качественной и в хорошем состоянии;
иметь такую внутреннюю поверхность, которая не поддается опасному воздействию содержимого при возможном контакте с ним;
выдерживать обычный риск при погрузке-выгрузке и перевозке морем.
Используемый для упаковки сосудов с жидкостью поглощающий или прокладочный материал должен:
1) сводить к минимуму опасность, которую может вызвать жидкость;
2) исключать перемещение сосуда и облегать его со всех сторон;
3) насколько это целесообразно и практически возможно, быть в количестве, достаточном для поглощения жидкости при повреждении сосуда.
Баллоны или сосуды для газов, находящихся под давлением, должны быть соответствующим образом изготовлены, испытаны, правильно наполнены и содержаться в хорошем состоянии.
К порожним неочищенным сосудам, в которых перевозились опасные грузы, должны применяться правила, относящиеся к наполненным сосудам, если не были приняты надлежащие меры, которые делают такие порожние сосуды совершенно безопасными.
Требования к судам, перевозящим опасные грузы.
К перевозке опасных грузов могут быть допущены суда, имеющие соответствующую запись в классификационном свидетельстве Регистра. Можно производить перевозку только тех классов опасных грузов, которые оговорены данной записью. Судно, специально не приспособленное для перевозки опасных грузов, может быть дооборудовано и предъявлено Регистру для получения соответствующей записи в классификационном свидетельстве.
До начала погрузки опасных грузов на судно судовая администрация обязана проверить готовность судна к перевозке. В комплекс подготовительных мероприятий входят:
зачистка, мойка и сушка грузовых помещений;
проверка технического состояния оборудования судна - средств пожаротушения, системы пожарной сигнализации, газоанализаторов систем освещения, осушительной системы, системы вентиляции и т.д.;
инструктаж членов экипажа о свойствах груза, характере его опасности, видах упаковки груза, назначении знаков опасности, правилах укладки, методах предосторожности и первой помощи пострадавшим, правилах техники безопасности; с аварийной партией надлежит провести занятия по отработке методов тушения пожаров и ликвидации аварийных разливов и рассыпания груза.
Капитан несёт полную ответственность за готовность судна к перевозке опасных грузов.
Требования к таре и упаковке. Размещение опасных грузов на судне.
Требования к таре и упаковке каждого опасного груза даны в карточке на груз и в разделах перевозки конкретного класса груза. Прочность тары должна быть такой, чтобы она смогла противостоять обычным условиям морской перевозки и предохраняла груз от утечки, утряски и усушки. В Правилах МОПОГ даны определения видов укупорки тары для опасных грузов: герметически укупоренное - паронепроницаемая укупорка; эффективно закрытое - укупорка, непроницаемая для жидкости; надёжно закрытое - укупорка, при которой сухое содержимое не может высыпаться при обычных условиях обращения и перегрузки.
Материал, используемый для изготовления тары, должен быть инертным по отношению к грузу или иметь специальное покрытие из инертного материала в местах соприкосновения с грузом. На судах, перевозящих опасные грузы, должны составляться подробные грузовые планы с указанием места расположения каждой отдельной партии груза, класса груза, количества мест и массы, вида тары. Если груз пожароопасный, то грузовой план согласовывается с представителями ВОХР, а если груз опасный в санитарном отношении, то с представителями санэпидемстанции. Совместимость опасных грузов различных классов определяется таблицей совместимости (см. Правила МОПОГ маргинальные № 400, 464, 509 и с. 67513).
На судне груз размещают по усмотрению капитана, однако, он не может быть погружен на палубу без письменного согласия отправителя. Если опасный груз размещается на палубе, то он не должен занимать больше половины площади палубы. При этом должен быть обеспечен свободный проход шириной не менее 1 м. к пожарным рожкам, замерным трубкам льял, палубным механизмам и устройствам, а рабочая площадь у механизмов и устройств должна быть не менее 1 на 1 м. Груз должен быть надёжно закреплён и к нему необходимо обеспечить возможность свободного доступа, как в обычной, так и в аварийной ситуации; он должен быть защищён от воздействия морской воды и метеорологических факторов. Огнеопасные грузы должны размещаться на расстоянии не менее 7,5 м от спасательных шлюпок.
При размещении опасного груза под палубой необходимо обеспечить возможность контроля за состоянием груза в рейсе, а также ведения борьбы с пожаром и авариями. Для этого необходимо не загружать лазы в трюмах и на твиндеках, обеспечивающие спуск людей в трюм. При укладке опасного груза стремятся к тому, чтобы иметь возможность доступа к грузу для ликвидации аварии и извлечения всего или части груза из грузового помещения.
Груз следует укладывать плотными штабелями, исключающими его подвижку, с условием обеспечения соответствующей вентиляции (аэрации) всего погруженного в трюм груза, а если необходимо, то и каждого отдельного штабеля груза. Высота штабелирования каждого вида опасного груза определяется прочностью тары и упаковки. Она указывается в карточке на груз.
Перевозка опасных грузов регламентирована правилами главы VII Конвенции СОЛАС.
В соответствии с этими правилами Международной морской организацией (ИМО) разработан и постоянно совершенствуется Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ)
МК МПОГ состоит из 4 частей и Дополнения:
cruzefan.ru - Автомобильный портал - Cruzefan