Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы рф. Бюджетная система и бюджетное устройство. Основы бюджетного законодательства Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования


Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента: организация бюджетной системы; принципы построения бюджетной системы; взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.
Определимся в понятиях. Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного. Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает нас к советской бюджетной конструкции «матре- шечного» типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, пенсионные доходы и расходы обособлялись.
Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.
Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Расширенный бюджет - свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.
На рис. 2.1. представлено строение бюджетной системы России.
Консолидируются бюджеты по следующей схеме:
Консолидированный бюджет РФ =
Федеральный бюджет + Консолидированные бюджеты всех субъектов РФ
Консолидированный бюджет субъекта РФ =
Бюджет субъекта РФ + Местные бюджеты муниципалитетов субъектов РФ

На рисунке 2.2.показана «сборка» бюджета области.

Особое место, в силу социальной функции, в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Муниципальные бюджеты составляют около 20% объема консолидированного бюджета страны. В РФ юридически оформлено 12 215 муниципальных образований, из них: type="disc"> городов - 625, из которых более 160 больших городов (к категории больших были отнесены города с численностью более 100 тысяч человек) с общей численностью населения около 67 млн. человек или около 70% всего городского населения страны. поселков - 516 городских районов и округов - 153 районов - 1404 сельских округов - 9314 сельских населенных пунктов - 203.
Из бюджетов муниципальных образований финансируется 65% расходов бюджета страны на образование, свыше 60% - на жилищнокоммунальное хозяйство, 58% - на здравоохранение, 50% - на социальную защиту населения. Этим определяется их важное политическое, социальное значение.
Выделим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов.

Еще по теме Бюджетное устройство:

  1. Структурная единица 4. Бюджетное устройство и бюджетные системы стран с различным государственным устройством
  2. МОДУЛЬ 1. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
  3. Глава 1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
  4. Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора Российской Федерации

Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента:

  • 1) организация бюджетной системы;
  • 2) принципы построения бюджетной системы;
  • 3) взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.

– это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов трех уровней федерального, регионального и местного.

Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает к советской бюджетной конструкции "матрешечного" типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, целевые доходы и расходы условно обособлялись.

Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.

Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Расширенный бюджет – это свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

На рис. 4.1 представлено строение бюджетной системы России. В бюджетную систему страны входят федеральный бюджет, 21 бюджет республик, 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей, 2 бюджета городов федерального значения, 1 бюджет автономной области. Десять бюджетов автономных округов и 29 тыс. местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Рис. 4.1.

Особое место в силу их социальной функции в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Будучи самыми многочисленными по количеству, они аккумулируют около 20% объема консолидированного бюджета страны.

В России на начало 2012 г. юридически оформлено 23 118 муниципальных образований: 1821 муниципальный район; 517 городских округов; 236 внутригородских территорий города федерального значения (111 муниципальных образований, городов и поселков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве); 1711 городских поселений; 18 833 сельских поселений.

Местные бюджеты – это самые близкие к нуждам населения публичные фонды. Из бюджетов муниципальных образований финансируется свыше 60% расходов страны на образование, 55 – на здравоохранение, 70 – на социальную защиту населения, 90% – на жилищно-коммунальное хозяйство. В целом доля расходов на социальные цели составляет 60% их совокупных расходов. Этими индикаторами определяется их важное политическое и социальное значение. Социальная роль местных бюджетов будет все более возрастать. Растут возложенные на них социальные мандаты – повышение заработной платы учителям и врачам до среднего по региону уровня, рост социальных пособий и выплат. Сбалансированность местных бюджетов обеспечивается разветвленными межбюджетными отношениями, регулируемыми законом.

Консолидируются бюджеты по следующей схеме:

На рис. 4.2 на примере области показана "сборка" бюджета.

Рис. 4.2.

Перечислим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов, определенные в Бюджетном кодексе:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • самостоятельность бюджетов;
  • разграничение доходов, расходов и источников сбалансированности по уровням бюджетной системы;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
  • законность;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
  • сбалансированность бюджета;
  • результативность и эффективность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность бюджетной деятельности;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Невозможно среди них выделить ведущий принцип. Все они в комплексе отражают многообразие функций бюджета и ответственность государства за построение эффективного общественного финансового хозяйства в интересах членов общества. Тем не менее на разных этапах развития соблюдение некоторых принципов может ослабиться. Внимание к той или иной стороне функционирования бюджетной системы отражается в содержании финансовой политики. Так, в настоящее время на первый план выдвигаются эффективность и прозрачность государственных расходов. Приняты и реализуются государственные программы, способствующие усилению действия этих принципов.

Соблюдение сформулированных принципов обеспечивает консолидацию финансовой мощи государства. Это позволяет бюджетам всех уровней решать следующие задачи:

  • аккумуляция государственных средств;
  • распределение и перераспределение государственных средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления);
  • распределение и перераспределение государственных средств по горизонтали между органами управления одного уровня.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь м/у ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства зависит также построение бюджетной системы.

По степени разделения власти м/у центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на:

Унитарные;

Федеративные;

Конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:

n федерального бюджета РФ;

n бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

n местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, включая 1 автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Федеральный бюджет служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики. Кроме того за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание госдолга, пополнение государственных запасов.

Элементами бюджетного устройства являются:

1) структура бюджетной системы;

2) бюджетная классификация РФ;

3) принципы бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ имеет трехуровневую структуру (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ[К31]):

· 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· 2 уровень - бюджеты субъектов РФ (областей, краев, республик в составе РФ, автономных округов, автономной области и городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· 3 уровень - местные бюджеты (городские, поселковые, районные в составе городов, бюджеты иных административно-территориальных образований).

Бюджеты нижестоящих уровней не входят в состав вышестоящего бюджета.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Он дает полезную информацию для анализа, расчетов и прогнозирования, но формирования такого фонда денежных средств не происходит.

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация включает в себя (согласно ст. 19 БК РФ):

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Принципы построения бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы РФ.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней: закрепление доходов и расходов за бюджетами разных уровней; установление полномочий органов государственной власти и муниципальных органов.

3. Принцип самостоятельности бюджетов:

Самостоятельный бюджетный процесс;

Самостоятельное достижение сбалансированности доходов и расходов;

Самостоятельное определение направлений расходования средств;

Запрет на изъятие дополнительных доходов или сэкономленных средств, полученных при эффективном исполнении бюджета;

Запрет на исполнение расходных обязательств за счет бюджетов других уровней.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджета.

6. Принцип сбалансированности бюджета.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

9. Принцип прозрачности (открытости).

10. Принцип достоверности бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов.

13. Принцип единой [К32] кассы.

3.3. Состав доходов федерального бюджета РФ

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов. Различают налоговые и неналоговые, а также безвозмездные поступления.

Налоговые доходы бюджета - это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в Налоговом кодексе [К34] РФ (ст. 13, 14, 15), а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. Налог - это изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного обезличенного платежа, не имеющего конкретного направления расходования. Сбор - это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в самом названии. Существует также понятие пошлины: пошлина - это оплата конкретных действий уполномоченных органов, совершенных в интересах плательщика (государственная пошлина, таможенная пошлина). К этой же группе относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Неналоговые доходы:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

Арендная плата от сдачи в аренду этого имущества;

Проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в Центробанке РФ и в кредитных организациях;

Средства от передачи имущества под залог, в доверительное управление;

Плата за пользование бюджетными кредитами;

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

Часть прибыли товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют РФ, субъекты РФ или муниципальные образования;

Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных образований;

Доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;

Иные доходы.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

3. Доходы от платных услуг:

Плата за предоставление информации по Единому государственному реестру налогоплательщиков;

Плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

Плата за услуги, оказываемые Гохраном России;

Другие платные услуги.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия:

Штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;

Штрафы, конфискации и компенсации от применения мер гражданско-правовой ответственности.

5. Иные неналоговые доходы:

Часть прибыли Центрального банка РФ;

Таможенные пошлины, таможенные сборы и т.д.

К безвозмездным поступлениям относятся:

1. Дотации и субсидии из других уровней бюджетной системы.

2. Субвенции.

3. Иные межбюджетные трансферты.

4. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Моментом зачисления доходов в бюджет считается момент совершения Центробанком РФ или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет). Момент уплаты доходов в бюджет - это момент передачи в банк платежного поручения (при наличии достаточного остатка на счете плательщика) или внесения наличными денежной суммы в банк.

В разделе 2 Бюджетного кодекса РФ подробно перечислены доходы каждого уровня бюджетной системы:

1) доходы федерального бюджета (гл. 7);

2) доходы бюджетов субъектов РФ (гл. 8);

3) доходы местных бюджетов (гл. 9).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2015 год утвержден в сумме 14 564 940 902,0 тыс. руб. и на 2016 год - в сумме 15 905 708 733,0 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 865 740 тыс. руб.


Похожая информация.


Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации .

Бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме:

  • федеральных законов - Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • законов субъектов РФ - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований - местные бюджеты.

Особое внимание следует обратить на такой элемент бюджетной системы, как бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов. В качестве таковых законодатель относит их к первому и второму уровням бюджетной системы соответственно.

Однако фактически бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, так как:

  • бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются отдельными федеральными законами на федеральном уровне и законами субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов (ст. 184.2 БК РФ);
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов также имеют форму закона - закона субъекта Российской Федерации.

Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ осуществляются Министерством финансов РФ.

Состав бюджетной классификации РФ

Бюджетная классификация РФ включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ основана на принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.

Что еще почитать