Советы приемным родителям по воспитанию подростков. Государственное образовательное учреждение "бендерский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Рекомендации приёмным родителям по воспитанию гипоактивных детей

Поддержкой ребенку является любовь родителей, когда его любят просто за то что он есть со всеми его недостатками и особенностями. Почаще говорите ребенку, что любите его, обнимайте, похлопывайте по плечу, ласково смотрите в глаза. Будьте с ним искренны и правдивы. И на вашу любовь он ответит своей любовью.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ:

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его малейшие успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». При запрете объясните, почему нельзя так поступать.

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко, но уверенно. Выдерживайте этот тон не только в разговоре с ребенком, но и с окружающими людьми в присутствии ребенка.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (картинки, раскраски).

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, искренне его хвалите.

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня, особенно в вечернее
время. Перед сном устраивайте только спокойные игры.

8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, на праздниках оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

10.Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия в кружках и секциях.

12. Помните, избыток сладкого, сахара, красителей возбуждает систему пищеварения и приводит к перевозбуждению всего организма.

13. В семье должны быть спокойные, уравновешенные взаимоотношения.

14. К ребенку должны предъявляться единые требования всеми членами семьи.

15. Вместо просмотра агрессивных мультфильмов, компьютерных игр, устрашающих книг и раскрасок отдайте предпочтение добрым сказкам, спокойной музыке, особенно перед сном.

16. Ребёнку с гиперактивностью полезно посещать специальные коррекционные занятия с дефектологом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПОАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ:

    Если ребёнок что-то делает неспешно, то следует просто учитывать эту его особенность.

    Нельзя осуждать ребёнка за медлительность, над которой он не властен.

    Следует понимать, что такой ребёнок физически не способен успеть выполнить столько же работы, сколько выполняют другие дети. Следовательно, объём домашнего задания можно и нужно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы было сделано всё, но скверно.

В методическом пособии «Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам»Е.И.Морозова рассматривает неблагоприятные варианты психического развития детей, типичные портреты. На основе индивидуальных особенностей строятся рекомендации, позволяющие преодолевать трудности в воспитании ребенка.

«ПУТАНИКИ»

Социальная дезориентация их проявляется в том, что для ребен-ка-путаника резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, ребенок может ломать ценные вещи. Вы-ясняется, что происходит это от непонимания запретов, а не от их сознательного нарушения.

Этот неблагоприятный вариант развития возникает чаще всего в результате резкого изменения условий жизни ребенка. В частности, социальная дезориентация может проявиться при смене семьи или при переходе из детского дома в семью в результате усыновления, при поступлении в детский сад или в школу. Развитию социальной дезориентации способствует и резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в школе (в детском саду), отсут-ствие гибкости у окружающих взрослых.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. Дети с высоким общим уровнем социализированности при изменении ситуации легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают «чувствовать» новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. У детей-путаников приспособление к новым условиям резко затруднено из-за перечисленных выше причин.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становится импульсивность, резко повышающая частоту столкновений ребенка с социальными нормами. Импульсивность - это склонность к совершению необдуманных действий. Причиной таких действий ста-новятся случайные внешние обстоятельства или столь же случай-ные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и само-контроль у импульсивных детей отсутствуют или недостаточно сфор-мированы. Повышенная импульсивность может быть следствием как неврологических нарушений, очень часто встречающихся у отказ-ных детей, так и педагогических просчетов (избалованности, чрез-мерной опеки или безнадзорности).

В ряде случаев первичной причиной сниженной чувствительности к социальным нормам является органическое поражение мозга или психическое заболевание. Здесь необходима консультация спе-циалиста (дефектолога, психолога или психиатра), он поможет в преодолении первичного нарушения. Но тем не менее правильное воспитание ребенка, предотвращающее неблагоприятное направле-ние развития, по-прежнему остается задачей родителей.

В развитии детей, испытывающих недостаточность общения со взрослыми, наблюдаются трудности социализации. В этих условиях ребенок с детства не получает общепринятых образцов нормально-го поведения и недостаточно овладевает умением приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. При этом нельзя сказать, что у такого ребенка понижена чувствительность к социальным нормам - скорее всего, он слабо ориентируется в бытовых рамках «можно-нельзя». При надлежащем обучении такой ребенок-путаник вполне успешно овладевает соответствующими нормами и правилами.

Далеко не все нормы и правила, которыми люди реально руководствуются в своей жизни, можно просто и однозначно объяснить словами. Например, библейская норма «не убий» постоянно нару-шается (на войне, при казни преступника, при самообороне и т.п.). Очень трудно дать достаточно полное описание, которое поможет различать те ситуации, в которых норма должна неукоснительно выполняться, и те, в которых она может (или даже должна) быть нарушена. Подобные вещи необходимо именно чувствовать, а не просто знать. Способность их чувствовать различна у разных лю-дей, так же как у них различна чувствительность к музыке, цвету (вспомните дальтоников, не различающих цвета).

Пониженная чувствительность к социальным нормам - это основная психологическая особенность ребенка-путаника. Социальная дезориентация проявляется не только в поведении, но и во всем пси-хическом развитии. Уже в раннем возрасте у ребенка часто наблю-дается замедленное овладение предметными действиями. В тече-ние длительного времени сохраняются неспецифические, однообраз-ные манипуляции с предметами. Позднее, в дошкольном возрасте, замедленно развивается игра. Как правило, игры таких детей-пута-ников однообразны. Игрушки ими могут использоваться неадекват-но (например, игрушечная кроватка используется в качестве маши-ны). В рисунках дошкольников с социальной дезориентацией прояв-ляется отсутствие общепринятых способов изображения человека, дома и т.п. Таким образом, особенности психического развития при социальной дезориентации не исчерпываются поведенческими на-рушениями, а проявляются во всех сферах детской деятельности.

Окружающие однозначно реагируют на поведение ребенка-путаника: он, мол, сознательно нарушает правила поведения, «безоб-разничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так де-лать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в со-стоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных си-туаций, чтобы вычленить те из них, которые подпадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен различить, в чем разница между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», меж-ду порицаемым отбиранием чужих игрушек и поощряемым собира-нием своих и т.п. Неадекватная реальным возможностям ребенка реакция взрослых еще больше «запутывает» его, усиливая дезориентированность и способствуя неблагоприятным поведенческим проявлениям.

Боре 9 лет. Родители привели его к психологу с жалобой на многочисленные нарушения норм поведения дома и особенно в школе. Несколько раз он использовал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге окончи-лись бескровно). В классе неоднократно совершал мелкие кражи: похищал из чу-жих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой под-жог (не нанесший, по счастью, существенного урона).

Боря - хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжелательно. Все расспросы о причинах его проступков наталкиваются на реакцию типа: «так вышло», «так получилось», «не знаю почему». В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему, Боре, все придираются. Других мальчиков не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего особенного не делает - он такой же, как все.

Психологическое обследование показало, что интеллект у Бори нормальный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. Но у мальчика понижена чувстви-тельность к социальным нормам, а главное - отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости разных норм. Для него рядоположены правила типа «нельзя вертеться на уроке» и «нельзя бить палкой по голове одноклассника за то, что он тебя дразнил».

Боря был болезненным мальчиком, и в детский сад его не отдавали. В дошколь-ном детстве поведение мальчика часто можно было характеризовать как проблемное, но при этом беспокойства у родителей такое поведение не вызывало. Начав учиться, ребенок не мог усвоить нормы школьной жизни, и у него уже с первого класса возник-ли нарушения поведения. Только осознав остроту конфликта Бори с социальной сре-дой, его родители приняли решение обратиться за консультацией к психологу.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией - это не сознательное нарушение пра-вил, не «хулиганство», а следствие незнания или непонимания этих правил. Обычно взрослые считают, что ребенку вполне достаточно объяснить: «Это делать можно, а этого - нельзя». И они старательно объясняют: «Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя воровать...» Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают путаницу, царящую в голове у «нарушителя». Он окончательно запутывается в том, какие прави-ла - основные, главные, а какие - второстепенные.

Конечно же, ребенок знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их трудно даже перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить стар-шим, переходить улицу в неположенном месте, ковырять в носу, ку-рить, дразнить девчонок...

И в то же время, ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают эти правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене и т.п. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и проис-ходит недоумение Бори по поводу того, что его регулярно наказыва-ют, а других ребят - нет, хотя они тоже не ангелы.

Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и наказы-вают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность хода развития по антисоциальному пути («раз я плохой, то, естественно, я должен совершать дурные поступки»). Негативную роль играют также нарушения взаимоотношений со сверстниками (вследствие невладения принятыми формами общения).

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и неспра-ведливости окружающего мира.

Подобные признаки можно видеть в уже приведенном выше примере. Боря не понимает, что нарушения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регу-лярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны. В результа-те у ребенка возникает сознательная антисоциальная установка.

Описанное отношение к окружающему миру приводит к тому, что довлеющей психологической особенностью подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Подросток реаги-рует агрессией и антисоциальными проявлениями, а ответная враждебная реакция окружающих только подтверждает и поддерживает путаные представления подростка о мире и о себе.

Итак, социальная дезориентация проявляется в странном поведенческом сочетании:

    ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути (ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и т.п.);

    отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание «быть хорошим».

Методы воспитания детей в приёмной семье.

СОВЕТЫ ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ

Журнал «Приёмная семья» № 2 от 2009 г.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ И ЕЩЕ РАЗ ТЕРПЕНИЕ!

Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.

Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий.

У ребенка первичная привязанность начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен формировать и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте. Автор теории привязанности английский психолог Джон Боулби впервые доказал, что привязанность у ребенка нередко формируется через агрессию. B новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, ребенок, как правило, идет привычным путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.

Как справиться с плохим поведением детей:

· Стоит подробно изучить историю ребенка. То, в какой семье и как он воспитывался, как вел себя раньше, может помочь понять его поведение сейчас.

· Обратите внимание, насколько благоприятна атмосфера в вашем доме для успешной реабилитации ребенка. Чувствует ли он себя в безопасности, под надежной защитой? Также очень важна предсказуемость, уверенность в том, что будет дальше. Если ребенок обретает это, он может сам разобраться в причинах своего поведения.

Мы склонны думать, что плохое поведение ребенка нацелено против нас, и совершенно напрасно. Мы принимаем это как личное оскорбление, сердимся в ответ и становимся участниками эмоциональной борьбы, в которой страдают все. На самом деле ребенок может проявлять плохое поведение просто потому, что в его прежней жизни только оно находило нужный отклик. Когда он вел себя хорошо, был послушен, его не замечали, и он научился выстраивать свою цепочку «действие - реакция». Вполне возможно, ребенок повторяет этy же цепочку сейчас.

Он запускает известный механизм и хочет проверить, что последует в этой ситуации. Стоит воспринимать выходки ребенка спокойно, наблюдая и оценивая их причины.

Проанализируйте, чем вызвано плохое поведение ребенка, возможно, причины те же, что раздражают и всех нас, или же ребенок просто хочет проверить вашу реакцию. Наблюдайте, и вы найдете «ключ» к этой загадке. Возможно, он в событиях этого дня, возможно - недельной давности, но ситуация всегда разрешима.

Помните: не всегда причину плохого поведения можно наблюдать во внешних проявлениях. Например, ребенок может находиться в возбужденном состоянии, услышав по радио песню, которая пробудила какое-то воспоминание. B таких случаях узнать истинную причину можно, только спросив самого ребенка, после того как все успокоится.

Обсудите с ребенком его поведение, выскажите, в чем вы видите причины, попробуйте вместе найти решение. («Я заметил(а), что как только я говорю тебе, что пора ложиться спать, ты становишься сам не свой. Давай-ка договоримся, что мы будем с этим делать».) Так вы показываете свое желание помочь, заставляете само

го ребенка задумываться о причинах и последствиях

своего поведения. И, поговорив напрямую, вы можете решить проблему.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

· B своем поведении демонстрируйте пример для подражания . Дети всегда будут следовать ему.

· Старайтесь уделять время каждому ребенку . Старшим личное общение «один на один» нужно не меньше, чем младшим. Поэтому важно находить время для всех детей. Подумайте, достаточно ли у вас сил и времени для каждого, и сделайте верный выбор. Ведь важно не количество детей, которых вы сможете воспитать, а качество воспитания.

· Говорить с ребенком и устанавливать правила для него нужно в соответствии с его возрастом и уровнем развития.

· Реагируйте не на плохое поведение, а на чувства ребенка, которыми оно вызвано. Например, если ребенок плачет, значит, он нуждается в удовлетворении своих потребностей/эмоций. После того как он успокоится, можно поговорить с ним о том, как нехорошо было закатывать истерику в магазине при всех.

· Старайтесь разобраться в своих чувствах. Если вы расстроены из-за проблем на работе, не переносите эти проблемы на отношения с ребенком . B конце концов, возможно, его плохое поведение сейчас просто отражает вашу напряженность?

· Хвалите ребенка чаще - за то, например, что он выполняет какую-то pa6ory очень хорошо. Похвала повышает уверенность в себе и показывает ребенку, что вам не все равно.

· Давайте ребенку возможность учиться на своих ошибках. Если это не угрожает его жизни, позвольте ему сделать то, что задумано, и потом быть готовым отвечать за последствия.

· Будьте реалистами: не возлагайте слишком больших ожиданий, не ждите от ребенка больше, чем он может дать вам. Но дайте ему шанс измениться.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерно отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается доверие к окружающему миру. Поэтому помимо любви к детям родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм. В свое время выдвинул оптимистическую гипотезу, которая ориентирует на веру в лучшее в человеке, даже с риском ошибиться. Эта гипотеза в той или иной форме обнаруживается в различных педагогических и психологических теориях, начиная с народной педагогики. Психологи говорят об эффекте ореола или отражения, когда человек зачастую ведет себя в соответствии с нашими ожиданиями. Очень образно выразил эту мысль М. Горький, сказав, что если человека долго называть свиньей, то он, в конце концов, захрюкает. А противоположное проявление этого эффекта остроумно сформулировал саркастичный француз Ф. Ларошфуко, сказав, что, как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам таким глупым.

В нашей реальной, обыденной жизни приходится постоянно сталкиваться с явлением, когда от одних людей ожидаешь только хорошего и они, как правило, оправдывают ожидания; других опасаешься, и они платят соответственным отношением.

Опираясь на эту теорию в воспитании своих детей и запасаясь терпением, родитель-воспитатель, в конце концов, увидит плоды своего труда, правда, может пройти более или менее длительное время, что зависит от степени педагогической запущенности ребенка.

И как бы ни были важны личностные качества родителя-воспитателя, ему все же необходимы и определенные педагогические знания, ибо он выбирает работу с детьми как профессию, следовательно, должен иметь профессиональные умения и навыки.

Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к каким результатам привести. Оставляя в стороне идущую в педагогической теории дискуссию относительно классификации методов воспитания и терминологии, можно воспользоваться прежними названиями, чтобы отметить особенности применения поощрения, наказания, упражнения (приучения), положительного примера и методов формирования сознания (прежнее название - методы убеждения). У каждого из этих методов воспитания есть своя психофизиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка. Игнорирование же этой психофизиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет о приемных детях.

МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ

B официальной педагогике до недавнего времени наиболее рекомендуемыми были так называемые методы убеждения, когда воспитатель воздействовал словом. Но когда много говорится, как надо себя вести, то очень часто дети предпочитают этого не слышать. Причем, по утверждению психологов, есть три формы поведенческой реакции ребенка, отторгающего наставления. Если ребенок смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фантазиями; если смотрит вниз, то не только не воспринимает сказанное, но яростно спорит, отвергает, находит собственные аргументы; если смотрит прямо в глаза и даже кивает, вроде бы соглашаясь, то просто обманывает, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя именно в последнем случае легче дойти до сознания детей.

Возникает резонный вопрос: так что, совсем не говорить с ребенком? Говорить, но точно представляя себе меру воздействия. Наиболее простая схема такова: в дошкольном и младшем школьном возрасте - рассказ , предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения; в подростковом - беседа , т. е. вопросно-ответная форма; в раннем юношестве - диспут, дискуссия . Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с раскрытым ртом и горящими глазами; с подростком - пока он спрашивает; с юношей или девушкой - пока они спорят. Только так можно избежать распространенной ошибки, которую совершают многие воспитатели, когда пытаются объяснить давно известное и слова превращаются в отскакивающий от стенки горох.

Л ИЧНЫЙ ПРИМЕР

Раньше, чем многие другие методы воспитания, начинает воздействовать на детей пример. Общеизвестно, как часто дети копируют своих близких: так, у спокойных, уравновешенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром Сенека говаривал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером». Воздействие примера основывается на заложенной в ребенке от природы склонности к подражанию.

Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. И поэтому в общеизвестной игре «дочки-матери» дети не только копируют реальную обстановку своего дома, но и в определенной степени практикуются в создании модели своей собственной будущей семейной жизни. Следовательно, понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что-то исправить, а также постараться ненароком подбросить материал для дальнейших игр: что-то почитать, рассказать или даже включиться в игру. Побуждая к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка веру в свои силы.

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Есть группа методов, которые, по общему признанию, встyпают в наибольшее соприкосновение с личностью. Это методы поощрения и наказания. Механизм их воздействия таков: поощрение вызывает положительные эмоции, тем самым действия и поступки, за которыми оно последовало, закрепляются в поведении поощряемого. А наказание влечет за собой отрицательные эмоции, оказывающие тормозящее действие на совершенные посиyпки.

Необходимо помнить, что личность поощряется не за качества характера, а за действия и поступки, т. е. постоянно проводится мысль, что ребёнок так или иначе хорош, но сегодня он сделал добро и заслужил похвалу. И если сегодня похвалили за какой-то поступок, то завтра за него не хвалят, а принимают как должное. Теперь, чтобы заслужить поощрение, ребенок должен совершить большее, чем уже сделал. Так стимулируется его нравственное становление.

Вообще с наказаниями надо быть очень осторожными, ведь известно, что горе переживается острее и помнится дольше, чем радость. Очень больно воспринимают дети несправедливость, поэтому нельзя наказывать по подозрению. Как бы вы ни были уверены, что провинился именно этот ребенок, а не другой, не соседский, не кошка или собака, в конце концов, но «не пойман - не вор». Чересчур уверовав в свою проницательность, можно совершить непоправимую ошибку, наказав невиновного. И еще желательно хотя бы поначалу наказывать ребенка, не привлекая к этому всеобщего внимания, наедине, «по секрету». Кроме того, имея дело с приемными детьми, следует особенное внимание придавать мотивации проступка. Иногда за действием ребенка кроется желание любым способом привлечь к себе внимание, проверить, действительно ли его любят и до каких границ эта любовь простирается.

О ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЯХ

Особого разговора требует вопрос о физических наказаниях. Правда, как бы мы ни ратовали за их полное исчезновение, как бы ни предостерегали родителей, надо посмотреть правде в глаза и признать, что ремень довольно часто служит самым убедительным аргументом в некоторых семьях. Но подобными действиями взрослые могут доказать только то, что они сильнее детей, а это общеизвестно. Следовательно, применяя физические наказания, родители тем самым расписываются в своем бессилии, показывают свою слабость и полное отсутствие способности по-настоящему влиять на ребенка. A если учесть, что 14-15-летний подросток уже вполне способен постоять за себя и дать сдачи, следовательно, к этому возрасту родители могут потерпеть полное поражение. Чтобы предотвратить такой исход, следует четко представлять себе механизм взаимодействия физических наказании и психики ребенка.

ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В педагогической теории и практике известны ошибки, вызванные нарушениями требований к применению методов воспитания. Кроме них выделяют еще общие ошибки семейного воспитания, обусловленные стилем взаимоотношений родителей и детей. Одной из наиболее распространенных являются так называемые «родительские ножницы» или расхождение в требованиях взрослых. Когда мать разрешает то, что запрещает отец, бабушка позволяет все, а дедушка - ничего, то у ребенка происходит полная потеря

ориентации. В результате создается установка: когда все

нельзя, тогда все можно. А ребенок точно должен знать, что нельзя и почему, или где можно, а где нельзя.

Например, после жалоб воспитательницы детского сада одна мама, считавшая, что для мальчика б лет вполне естественны желания лазить по деревьям и заборам, шлепать по лужам, разъясняла малышу, почему эти увлекательные занятия в детском саду под запретом. Мол, не все мальчики и девочки умеют лазить по деревьям и могут упасть, поэтому лучше выбирать другое место, не у всех приспособлена обувь к воде, можно промочить ноги и заболеть. Все это говорилось серьезным тоном, уважительно, и маленький мужчина согласился с мамиными доводами.

Встречается у родителей и такой ошибочный взгляд на воспитание, как концентрация основного внимания на исправлении недостатков, вместо того чтобы формировать желаемые качества и умения. Конечно, для приемных родителей избавление отвредных привычек – проблема очень актуальная, но при этом нельзя забывать и о закладывании каких-то основ на пустующем месте.

Способ избежать ошибки заключен в известной формуле: воспитывай своего ребенка (а именно таким он становится для приемных родителей), как чужого, а чужого, как своего. Механизм воплощения таков: следует представить на месте провинившегося соседского ребенка, который не вызывает откровенной неприязни, и заново оценить допущенный проступок. Во многих случаях родители более лояльно оценивают промахи детей, за которых не несут моральной ответственности. Так можно избежать многих конфликтов, которые, кстати, детьми воспринимаются намного болезненнее и помнятся дольше.

По материалам сборника

«Проблемы социального сиротства»/
Под
ред. Л. И. Смагиной. Минск, 1999.

Враг № 1. АДАПТАЦИЯ

«Хочу, чтоб никто не умирал!»

Чтобы родители и ребенок привыкли друг к другу, должно пройти время. Чем младше приемный, тем легче адаптация. Дети повзрослее или с тяжелым прошлым могут привыкать к новой семье до двух лет.

У маленькой Вали убили маму. Папа, живший по принципу «вечно молодой, вечно пьяный», решил, что дочь ему мешает, и отвез к бабушке. Бабушка однажды взяла и поделилась горем с пятилетней внучкой - в подробностях рассказала ребенку, как убивали ее мать. Эта «исповедь» была самым настоящим преступлением взрослого человека. После страшного рассказа девочка изменилась на глазах, стала злобной, замкнутой - таким маленьким ежиком. Когда Валю забрала к себе семья родной тетки, всем сразу стало трудно. Девочка постоянно закатывала истерики, не слушалась, грубила, ссорилась и дралась с родной дочерью своей новой мамы, а ночью просыпалась от кошмаров и плакала. На нервной почве у малышки возник энурез - недержание мочи. Валя редко вспоминала родную мать, но когда через полгода поехали на кладбище, вцепилась в могильную ограду: «Я хочу здесь остаться жить с мамой». Новая семья после этого долго переживала: получается, ей с мертвыми лучше, чем с ними, живыми? А девочка потом часто повторяла, что больше всего ей хочется, чтоб никто никогда не умирал.

Комментарий психолога:

Трудность адаптационного периода здесь связана с тем, что новая семья Вали была не готова к воспитанию «трудного» ребенка. Психологическая травма Вали со временем должна пройти, благодаря чуткому отношению. К травмированным детям нужно относиться, как к более младшим по возрасту, и сократить количество требований к ним. Потрясения, которые пережил ребенок, проявляются в различных невротических реакциях. Это могут быть всевозможные страхи, ночные кошмары, тики, энурез, заикание. Пострадавшие дети становятся слезливыми, агрессивными или замыкаются в себе. Когда взрослые понимают, что происходит с ребенком, по-доброму к нему относятся, интересуются внутренним миром, окружают любовью и заботой, создают ему атмосферу защищенности и уверенности в завтрашнем дне - ребенок «выздоравливает» и «оттаивает».

Враг № 2. ГЕНЫ

От осины не родятся апельсины?

Дети часто оказываются в детских домах потому, что их папы-мамы - преступники, пьяницы или наркоманы - были лишены родительских прав. Замещающие родители часто волнуются: как поведут себя «преступные» гены их приемного ребенка?

Женю приняли в семью уже достаточно взрослым - в 11 лет. И попал мальчик, что называется, в хорошую семью. Новые родители даже давали парню денег на карманные расходы, но тот не перестал по привычке подворовывать все, что плохо лежит. Деньги пропадали не только у его новых родителей, но и у тех, кто приходил к ним в гости. Однажды кошелька лишился друг этой семьи - врач, много лет изучавший генетику. После чего «потерпевший» припомнил народную мудрость: «От осины не родятся апельсины». И припугнул и без того расстроенную маму Женьки: «Этот сыночек вам еще покажет! Вырастет - на улицу вас выгонит». С тех пор в этом доме за мальчиком установилась настоящая слежка - Женьку даже в магазин за хлебом не посылали без того, чтобы потом на его глазах не пересчитать сдачу.

Комментарий психолога:

Если вы станете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. Бывали случаи, когда родители затаскивали приемыша по врачам. В итоге он сам начинал верить, что с ним что-то не в порядке, и начинал вести себя как больной. Недостатки собственного воспитания родителям проще всего переложить на наследственность. А между тем, в науке до сих пор нет точных данных, что больше влияет на человека - среда или гены. Наследственность только предполагает, каким человек может стать, но не каким он будет. Поскольку наследственные и факторы среды постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его воспитания и окружения.

Враг № 3. РЕВНОСТЬ

Отдавай мои игрушки, не садись на мой горшок!

Если в семье есть родной ребенок, то вначале он может ревновать к приемному. Григорий и Мила, родители семилетней дочери, часто навещали интернат, где жили дети-олигофрены. Они привязались к 12-летней Алене, жизнерадостной и живой девочке, и забрали ее в семью. Родная дочь не знала о планах родителей и восприняла Алену в штыки - не делилась игрушками, ревновала к отцу и матери, сердилась и плакала. Прошло очень много времени, прежде чем ревнивица признала в Алене сестру.

Комментарий психолога:

Григорий и Мила могли избежать многих трудностей, если бы подготовили дочь к приходу нового ребенка в семью. В семьях, где есть родные дети, лучше усыновлять ребенка более младшего возраста. Тогда, беря пример с родителей, они сами начнут заботиться о малыше. Родному ребенку нужно рассказать, как плохо жить детям без родителей. Сходить вместе в детский дом, принести туда подарки. Тогда семейный ребенок будет полностью поддерживать родителей и с радостью ждать появления в доме братика или сестрички.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Шестеро приемных детей - жениху не помеха

29-летняя Вера несколько лет назад развелась с мужем, а сейчас воспитывает шесть приемных девочек. До этого она строила детский приют, работала там воспитателем. Когда детей собрались отправить в разные интернаты, Вера решила оформить опекунство на шестерых своих любимиц, и так создала себе семью. Как воспитатель, Вера хорошо знала прошлое своих детей. Одна девочка родилась недоношенной, лежала в психоневрологической больнице. Мать - алкоголичка, во время беременности была покусана собакой. Самые яркие воспоминания о родной семье - драки, издевательства и сексуальная жизнь родителей. Девочку били почти каждый день, подвешивали головой вниз с моста. В шесть лет у малышки набралось несколько серьезных диагнозов - энцефалопатия, инвалидность по зрению, задержка психического развития. Другая девочка долго жила среди бомжей, ночевала на улицах и в подвалах. Третья, спасаясь от матери-алкоголички, неделями пряталась у соседки.

Сейчас в этом доме установились мир и порядок. Девочки учатся, рисуют, занимаются музыкой, танцами. Сама Вера говорит, что дочери ее многому научили, и что она получила от них столько подарков, сколько не ждала. Интересно, что женщине два раза предлагали выйти замуж, и ее шестеро детей женихов не испугали. Замуж Вера не пошла, решила сама вести своих девочек по жизни и ждать внуков.

Всё, что видит и слышит ребенок, - это семя,

посеянное в его душе.

Там оно прорастает и потом приносит плоды.

Мигель де Унамуно

Здравствуйте. Я дома!?

Если вы взяли ребёнка, воспитывавшегося в учреждении, то первые дни и недели его пребывания в семье у него могут возникнуть, кажущиеся странными, особенности поведения. В этой памятке мы постараемся объяснить их причины и дать некоторые рекомендации как сгладить возможные проблемы и упростить ребёнку привыкание к семье и её укладу.

1. У ребёнка был жёсткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какой был режим в учреждении, и составьте вместе с ребенком его собственный режим дня. Дело в том, что почти во всех детских сиротских учреждениях, в связи с особенностями их организации, к детям применяется поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребёнка и вырабатывающий привычку к жёстким нормам и правилам. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки может спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на ваши действия и слова.

2. Выясните, чем он питался, и не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё это начнет, есть сам. Совместно с ребенком продумывайте меню на каждый день, так вы сможете узнать его предпочтения. А если у вас подопечная девочка, то совместное приготовление пищи сблизит Вас и наладит ваши отношения.

3. Не нужно много игрушек, их лучше периодически менять, если это позволит ребенок (иногда дети сильно привязываются к игрушкам и не хотят с ними расставаться). Если возможно попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык.

4. Очень часто ребенок начинает вести себя как малютка, даже если ему уже 4-5 лет или больше. Послушная девочка или мальчик, которые уже умеют самостоятельно одеваться и ходить в туалет, впадают в "детство", и им необходима помощь во многих вещах. Дайте ребенку возможность побыть малышом, ведь он, скорее всего, первый раз в жизни может позволить себе стать маленьким и беззащитным и знать, что он получит так нужные ему внимание и заботу. Одно время ребенок может проверять родителей - действительно ли они решили оставить его навсегда? Он будет пробовать разные способы, чтобы узнать, правда ли это, испытывая ваше терпение денно и нощно. Относитесь к этому спокойно - ведь и у биологических детей бывают возрастные кризисы, когда нормы и правила поведения проверяются.

5. Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.

6. Если в Вашем доме есть животные, то малыша нужно готовить заранее. Еще до того, как он переступит ваш порог, ему надо рассказать о ваших любимцах, показать их фотографии, поведать историю их появления в доме, описать привычки. Следующим этапом может стать совместная прогулка, на которой состоится знакомство. Перед ней обсудите, что делать нельзя (например, таскать за хвост, или пересчитывать зубы).

7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьёзным расстройствам или аллергическим реакциям у ребёнка. Умеренность и постепенность, в это время, для ребёнка гораздо важнее мер по компенсации обделённости его, в чём либо.

8. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Многие дети приходят в детский дом с педагогической запущенностью или задержкой психического развития, но это не диагноз. Попав в семью, в благоприятную среду для развития эти недостатки можно сгладить и скорректировать. В свободное время играйте в развивающие игры; гуляя по парку, проговаривайте все что видите, чувствуете, а после прихода попросите его рассказать, что ему запомнилось. Прочитав книгу или рассказав сказку, попросите пересказать, но делайте это не в приказном тоне. Обязательно, поддерживайте связь с педагогами и школьным психологом, совместная работа школы и родителей ускорит развитие ребенка и заметно сократит время адаптации. Старайтесь не перегружать ребёнка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так её будет предостаточно. Позвольте им сначала освоиться в доме.

9. Не надейтесь, что ребёнок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии.

10. Дети часто оказываются в детских домах потому, что их папы-мамы - преступники, пьяницы или наркоманы - были лишены родительских прав. Усыновители часто волнуются: как поведут себя «преступные» гены их приемного ребенка? Если вы станете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. Бывали случаи, когда родители затаскивали приемыша по врачам. В итоге он сам начинал верить, что с ним что-то не в порядке, и начинал вести себя как больной. Недостатки собственного воспитания родителям проще всего переложить на наследственность. Учёные считают, что определяющим фактором в развитии ребёнка как личности, является социум, то есть та среда, в которой ребёнок воспитывается, ощущая любовь со стороны окружающих его людей. Поэтому нет никакой уверенности в том, что такие человеческие пороки, как алкоголизм, склонность к правонарушениям, аморальность, являются наследственными, поскольку наследственные и факторы среды постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его воспитания и окружения.

11. Во всех случаях будущие приемные родители при выборе ребенка, должны учитывать его возраст. Желательно, чтобы приемный ребенок был младше родного или примерно такого же возраста. Реально взвесьте свои возможности, потому что, чем дольше ребенок находился в учреждении или жил в неблагополучной семье, тем больше душевных сил и времени вам придется потратить на его реабилитацию и адаптацию. Как бы сильно не было ваше желание усыновить сироту, осуществлять задуманное необходимо при полной уверенности, что у вас гармоничные отношения и взаимопонимание с собственными детьми. Чтобы не возникли ссоры и недопонимание между детьми, заранее проведите следующую работу с родным ребенком. Посетите вместе детский дом, где воспитывается приемный ребенок. После посещения приюта, дома ребенка или детского дома, спросите у своего ребенка: хочет ли он помочь хотя бы одному ребенку? Чтобы у него была настоящая семья, свой дом, игрушки? Любой ребенок ответит: да. Потом вы можете пойти со своим ребенком в магазин и купить для будущего братика или сестрички подарки. Не забудьте сделать подарок и своему ребенку. Расскажите ребенку о всех тех плюсах, которого его ожидают после прихода приемного малыша. О том, что им будет весело играть вместе. О том, что они будут любить друг друга. О том, что они будут помогать друг другу. Также подготовьте ребенка к неприятным моментам, которые могут произойти. Приемный малыш может заболеть, и родителям придется больше времени проводить с ним. Малыш может очень плохо себя вести, капризничать, ломать вещи и игрушки, и т.д. Расскажите ребенку о всевозможных трудностях заранее, чтобы у него не было разочарований. И обязательно заверьте его, что все вместе вы справитесь с этими проблемами и будете очень-очень счастливы.

12. Ребёнок, длительное время находившийся в детском учреждении, привык к тому, что практически все окружающие его люди женщины. Мужского персонала там почти нет, а те, кто есть не находятся постоянно с детьми и не ухаживают за ними. Мужчина для таких детей - непонятное существо. Поэтому вполне может получиться так, что с непривычки ребёнок при первых контактах испугается: будет отворачиваться, убегать с рук, плакать. Проявите терпение и все наладится.

13. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.

Чтобы было проще представить, что происходит с ребёнком во время первых дней освоения нового дома, попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где «море» новых непонятных ощущений, а каждый новый шорох содержит угрозу и единственный, кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности это вы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы психолога для приемных родителей и опекунов
«Как преодолеть кризисы в воспитании ребенка»
Несколько слов о типичных особенностях в поведении детей, воспитанников детского дома. Взрослых, которые имели дело только с домашними детьми, иногда ставят в затруднительное положение наблюдаемые ими действия, поступки ребенка-воспитанника государственного учреждения. Кто-то считает, что это ненормально, приписывая недостаткам умственного развития, условий воспитания, кто-то пытается исправить «ненормальность», кто-то теряется, а кто-то, столкнувшись с трудностями, отступает, считая бесперспективными попытки помочь им.

1. Недостаточная сформированность у ребенка гигиенических и бытовых навыков. Это может выражаться, например, в том, что без лишнего напоминания ребенок может не почистить зубы перед сном, принять душ, помыть руки после туалета, перед едой, помыть после себя посуду и т.п. Это не признак неряшливости или неаккуратности ребенка, а объясняется всего лишь тем, что в детском доме дети приучаются делать многое «по команде», коллективно и под присмотром воспитателя.
2. Проблемы с едой и питанием. Дети отказываются есть незнакомую пищу, привередливы в еде, иногда недоедают свои порции. Или наоборот, едят все подряд и помногу. Это тоже объясняется привычкой к особой организации питания детей в детских домах. Питание в детских домах происходит строго по режиму, в строго установленное время и в строго рассчитанных калориях.
3. Отставание в развитии от обычных детей. Например, неумение или нежелание читать, поверхностное восприятие окружающего, неумение сосредоточиться, отсутствие познавательного интереса. Объясняется это отсутствием индивидуального подхода в детском доме ко всем детям.
4. Потребительское отношение ко взрослым и вещам. Ребенок запросто может поставить ультиматум: «Буду спать, (читать, делать уроки и т.п.) – если купишь мне то, что я хочу!» В магазинах может потребовать купить дорогую игрушку или одежду, при отказе – обвинить в жадности. Причина кроется в формировании потребительского отношения к окружающим самой системой содержания детей в детских домах. Зачастую, дети никогда сами не производят ничего для обеспечения своих нужд: их вещи стирают, за ними убирают, им готовят техработники. В редких случаях дети могут лишь иногда участвовать в приготовлении пищи, уборке помещения (дежурства и т.п.).
5. Бедность эмоционального развития. Ребенок может ничем не интересоваться кроме телевизора, компьютера, мобильного телефона. Порой очень трудно их уговорить сходить в музей, на экскурсию.
6. Неумение заняться интересным делом. Интересное, на ваш взгляд, занятие может быстро наскучить ребенку, а коллективное, привычное и любимое в вашей семье хобби, вовсе не заинтересовать его.
7. Отвержение занятия, требующего напряжения, усилия. Ребенок может оправдываться, мотивируя усталостью, неумением, утомлением.
8. Неумение выразить свои чувства словами. Пытаясь приласкаться, ребенок может затеять с вами потасовку или просто крепко схватить за руку. Может внезапно замолчать, заплакать или, наоборот, беспричинно, на первый взгляд, хохотать и смеяться.
9. Агрессивное, завистливое, ревностное отношение к другим детям. Ребенок может демонстрировать неспособность выстраивать позитивные отношения с детьми не из своей среды. Может обижать младших, беспрестанно жаловаться на старших детей, отнимать или присваивать игрушки, одежду и другие вещи, грубить старшим детям и не слушаться их.
10. Изменение тактики поведения. Первое время ребенок ведет себя нормально, адекватно, а, освоившись, кардинально изменяет поведение не в лучшую сторону.
11. Неспособность контактировать с детьми не из своей среды, выстраивать позитивные отношения: не умеют играть с маленькими, обижают их, отнимают игрушки, грубо разговаривают с детьми старшего возраста.
Кроме того, у большинства из них был недостаток тактильных ощущений еще в раннем детстве. Поэтому по возможности (но тут важно не переборщить) не стесняйтесь – гладьте, обнимайте их, целуйте. Лучше, конечно, по поводу – за хорошо сделанное дело.. А можно и без повода – просто иногда прижать к себе.
Не нужно ждать большой любви с первого дня или выражения благодарности от ребенка. Нужны терпение и терпимость. Это обязательные качества, и труднее приходится тем взрослым, у кого их нет, кто часто раздражается. А в такой ситуации приходится себя переламывать, держать в рамках и сдерживать проявления своих эмоций. Только это знание и терпение. И еще важный момент: для чего вы брали ребенка? Если вы хотели сохранить таким способом семью, а семья уже разваливается, то вряд ли это поможет. А вот если вы берете ребенка в свою семью и знаете, что какие бы трудности ни были, вы этому ребенку поможете, «поставите на ноги», то это конструктивный мотив и ваш позитивный настрой на будущее очень поможет преодолеть все кризисы.
Чаще труднее приходится не детям, а взрослым. Если они предупреждены, значит, они вооружены – прежде всего, они знают, - все трудности пройдут! Это временное, естественное явление, оно должно быть.

Как помочь ребенку войти в вашу семью?

В воспитании приемного ребенка трудности связаны в основном с отношением к нему родителей, а не наоборот. Очень часто супруги, взявшие ребенка, стремятся показать, что очень любят его, и в результате слишком балуют его. Именно потому, что они хотят, чтобы приемный ребенок относился к ним как к настоящим родителям, важно и самим чувствовать себя таковыми. Они не должны испытывать чувство вины, если ребенок подвергает испытанию их терпение: все дети - и приемные, и собственные - постоянно делают это.
Если в семье есть и родные дети, важно, чтобы родители со всеми обращались абсолютно одинаково, не отдавая никому из них предпочтения. Опасность здесь скрыта вовсе не в том, что вы уделите меньше внимания приемному ребенку. Хорошо, чтобы и другие дети также как можно раньше узнали, как обстоит дело. В любом случае необходимо также подчеркнуть, что детей можно приобрести двумя путями, о которых мы говорили, и что они - настоящие братья и сестры, так как их усыновили или удочерили и живут они вместе, совсем как если бы родились от одних родителей.
Наконец, ваши достижения в воспитании собственных детей - это залог успеха в воспитании и приемного ребенка. Другими словами, в этом процессе особых проблем не существует. Есть обычные трудности, которые иногда приобретают некоторые нюансы. Если вы сумели установить добрые отношения со своими собственными детьми, это в равной мере принесет пользу и приемным.
Эмоциональную близость между вами и новым ребенком вам помогут создать:
· совместные игры, занятия с ребенком;
· совместные дела по дому;
· беседы, разговоры на интересующие его темы;
· предоставление ребенку возможности выслушать его, понять его проблемы, проникнуться его интересами (какими бы незначительными они вам не казались, для ребенка все значимо);
· поддержка, когда он расстроен; ухаживание, когда он плохо себя чувствует или когда болен.
Однако через некоторое время (примерно через неделю - две), привыкший и немного освоившийся ребенок, начинает демонстрировать несколько иное поведение, чаще всего нежелательное для окружающих.
Проблемы в поведении, как бы ужасны они ни были, обычно являются проявлением внутренних чувств. Это может быть ненадлежащее выражение чувств, когда ребенок, испытывающий тоску, печаль и грусть, страх и одиночество, становится агрессивным, отказывается повиноваться, проявляет вспышки гнева. Обычно это происходит тогда, когда ребенок чего-то хочет или ему что-то нужно. Невозможность получить желаемое и неспособность выразить по этому поводу недовольство приводят к подобным проявлениям.
Когда ребенок находится в таком состоянии, он с трудом реагирует на увещевания, поэтому попытки взрослого спокойно обсудить его поведение не увенчиваются успехом. Если ребенок не представляет опасности для себя и окружающих, лучше всего на время оставить его, пока он не успокоится (взять тайм-аут). Когда он успокоился, с ним надо спокойно поговорить об иных способах выражения своего негодования.

Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.
· Учить, а не искоренять. Правило поведения должно четко указывать на то, ребенок должен делать, вместо того, чтобы заострять внимание на том, чего он не должен делать. Вместо запрета (нельзя…) употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо…). Только в тех случаях, когда это невозможно, тогда правило поведения необходимо сформулировать в форме запрета (Нельзя зажигать газ).
· Язык правила должен быть понятен всем. Формулируя правила поведения важно использовать язык понятный ребенку, и не употреблять трудных слов.
· Объясняйте, зачем нужны правила. Предпочтительно, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если интересы ребенка нечетко отражены в данном правиле, оно должно исходить из интересов других членов семьи.
· Правила должны быть гибкими. Если правило не оправдывает себя, его быстро заменяют другим.
· В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.

Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку?

Если ребенок ведет себя неприемлемо, постарайтесь спокойно подойти к решению этой проблемы.
- Подумайте, что может чувствовать ребенок, что заставляет его вести себя так: несчастлив, напуган, зол, смущен, чувствует себя отвергнутым, нелюбимым, ненужным? Какова, по вашему мнению, причина его чувств?
- Вам придется самому догадываться о причинах. Спрашивая ребенка, почему он так себя ведет, вы, вряд ли получите вразумительный ответ, так как ребенок будет либо защищаться, либо ничего не сможет объяснить, либо будет говорить что угодно, чтобы к нему не приставали.
- Вам нужно тщательно продумать, чем вы можете помочь, что сделать, чтобы ребенок лучше себя чувствовал.
- Важно контролировать поведение ребенка, но не для наказания, а для поддержки в случае затруднений.
- Наказание не учит ребенка новому полезному поведению, способному заменить нежелательное. Наказание используется для того, чтобы притупить негодование взрослого. СОВЕРШЕННО НЕПРИЕМЛЕМО ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ОДНОГО ИЛИ ИГНОРИРОВАТЬ ЕГО. Ребенок может подумать, что его отвергают. Самое важное в такой ситуации – донести до ребенка, что вы понимаете и принимаете его негативные чувства, но не потерпите плохого поведения. Это не значит, что его нужно хвалить за неприемлемые поступки.

Методы коррекции поведения ребенка

1. Поощрение за хорошее поведение включает различные теплые слова в адрес ребенка, небольшие поощрения-награды.
2. Четкие правила и соглашения с ребенком, в которых фиксируются обязанности и правила поведения ребенка и взрослого.
3. Положительный пример должен подтолкнуть ребенка к повторению положительного поведения того взрослого, которого он уважает.
4. Поддержка хорошего настроения и бодрого тонуса.
5. Последовательность в действиях и поступках.

Методы обучения одобряемому поведению

· Сказать что-то приятное (положительное внимание): вступите в контакт, скажите что-то о том, чем ребенок занят или о нем самом.
Пояснение: желательнее говорить о том, чем ребенок занят.
· Обратная связь (положительная информация): вступите в контакт, скажите, что у ребенка хорошо получается, объясните, почему.
· Инструкция: скажите, что ребенку надо делать, как надо сделать.
· Показ: скажите, что ребенку надо делать, покажите, как делать.
· Упражнения: скажите, что ребенку надо делать, покажите, как надо делать, пусть ребенок упражняется.

Как организовать свободное время ребенка? Особенностью каникулярного периода в жизни ребенка является то, что он освобождается от учебных занятий, приготовления уроков. Появляется много свободного времени, распорядиться которым дети зачастую не умеют. Ваша задача помочь ребенку организовать свободное время. Для этого нужно продумать, какие навыки нужно сформировать у ребенка. Это могут быть следующие навыки:
- планировать свой день, те дела и занятия, которые необходимо сделать. Для этого покажите ребенку как можно их записать на листе бумаги или в дневнике, а может быть и в подаренной вами записной книжке;
- уметь проводить свободное время, находя для себя полезные и приятные занятия;
- выполнять домашнюю работу (убирать, вытирать пыль, стирать, гладить и др.);
- считаться с другими членами семьи, самостоятельно занимаясь делами и не мешая другим;
- договариваться с членами семьи о распределении дел, определять долю своего участия в совместных делах.
Для формирования этих навыков мы советуем - каждый вечер обсуждать с ребенком, как прошел день, какие дела были сделаны, какие события произошли, что было сделано хорошо, а что не получилось. Важно, чтобы ребенок сам вспомнил, что с ним происходило в течение и дня, рассказал об этом, а не просто перечислил события. Необходимо обратить внимание на то, что веселое произошло сегодня, что было смешным, что порадовало, что вызвало удовлетворение, а что огорчило. Если ребенок затрудняется, нужно взрослому напомнит о забавном случае, который произошел в течение дня.
Планируя завтрашний день, выясните, что можно перенести или повторить и обсудить, какие дела и события ожидаются завтра или в ближайшее время, какова может быть степень участия ребенка. Старайтесь по возможности насыщать день детей интересными эмоциональными событиями. При планировании следующего дня или приближающегося события раскройте его привлекательность и постарайтесь увлечь им ребенка.
Если вам предстоит идти с ребенком в гости к знакомым или друзьям, обязательно подготовьте ребенка к посещению. Подготовка начинается с того, что ребенку объясняют, что такое гости, зачем ходят в гости друг к другу, зачем приходят гости, что делают, приходя в гости. Обязательно обсудите с детьми правила поведения в гостях, чем можно заняться, как вести себя за столом, как относиться к тому, чем тебя кормят. Часто дети в гостях не знают меру, переедают, что приводит к расстройствам пищеварения. Нужно предупредить ребенка, сколько он может съесть, если у него обнаружены какие-либо заболевания. Хорошо бы предупредить и тех людей, к которым идете в гости, что можно ребенку, а что нельзя, обезопасив тем самым здоровье ребенка. Для наглядности используйте примеры и известные детям произведения, знакомые вам ситуации.
Если в семье есть другие дети, то у взрослых может возникнуть вопрос: «Как вести себя, если между детьми возник конфликт?»
Плохо, если взрослый к поднявшемуся крику добавляет свой повышенный голос: «Сейчас же перестаньте», «Вот я вас сейчас обоих». Пожалуй, еще хуже, если он берет сторону одного из детей. Как правило, это бывает младший или слабый, что может привести к избалованности младшего (слабого) и стойкой обиде и ревности старшего.
В большинстве случаев неплохо оставить детей разбираться самим, выразив свое отношение. Можно сказать так: «Я не люблю, когда в доме такой крик!», «Мне по душе, когда все решают свои проблемы сами».
Но бывают случаи, когда взрослый втянут в разрешение детского конфликта в качестве посредника. Тогда можно поступить так. Сначала выслушать каждую сторону. Очень важно соблюдать следующий принцип: если в данный момент слушаете одного ребенка, и он начинает чувствовать, что вы вникаете в его проблему, дайте каким-нибудь образом знать другому, что и он тоже будет внимательно выслушан. Будьте уверены, другой ребенок ревниво следит за тоном разговора, а отсутствие выговора, миролюбивые нотки в вашем голосе могут привести его к заключению, что ваши симпатии на стороне «противника». Поэтому, пытаясь выслушать переживания одного, взглядом, прикосновением, кивком головы посылать другому сигналы: «Да, я помню и о тебе тоже, и скоро буду готов внимательно выслушать тебя». Иногда для решения конфликта бывает достаточно выслушивания противников, которые, излив обиды, успокаиваются. Поскольку в ссоре чаще всего бывают виноваты обе стороны, в любом конфликте нужно найти «беспроигрышное» решение.

Когда «ничего не хочется»

Вообще, практически поголовная беда всех детей из учреждений для детей-сирот, детей. оставшихся без попечения родителей – неумение себя занимать. Вы им – «пойдем в театр, в музей», а они – «не хочу, лучше дома телек посмотрю…» Иногда придется развлекать и культурную программу «вдалбливать» насильно, но с учетом их интересов и наклонностей. Просто потому, что у них чаще всего опыта такого нет, и они не представляют, что поход в тот же музей может иметь для них интерес. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать что-то. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену. Если этим заинтересовать, то затем они в более серьезные спектакли и музеи пойдут легко. Но, с другой стороны, с культурной программой тоже не стоит перебарщивать. Избыток впечатлений для ребёнка может быть порой даже вреден, они перевозбуждаются или быстро устают, капризничают. Лучше иной раз чем-нибудь позаниматься с ребенком дома или просто погулять и позаниматься спортом.
НО: если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка «на произвол судьбы», а будете это делать вместе с ним, то сфокусировать его внимание на этом будет легче. Поэтому еще одно правило – если вы берете ребенка на выходные, забудьте об отдыхе - им надо заниматься постоянно, по крайней мере, до тех пор, пока у него не сформируются те или иные навыки самостоятельности (а это будет очень не скоро).

Заключение

Вполне возможно, что со многими описанными выше проблемами вы вообще не встретитесь или вы «переболеете» ими совсем в легкой форме. На самом деле, все не так плохо и страшно. Просто готовым надо быть ко многому. И главное – не переживать, не расстраиваться, если что-то не получается и идет не так, как вам хочется и как вы представляли. Ребятишки в большинстве своем очень ласковые и отзывчивые, и обязательно подарят вам массу положительных эмоций. Но только и вы уж их не разочаровывайте, а помогите обрести самостоятельность и стать полноценными и нормальными членами общества!

Что еще почитать