Кбк 211 расшифровка. Бюджетная классификация. Ведомственная классификация расходов бюджета

Документы » Финансирование » Письма и разъяснения Минфина РФ » Разъяснения приказов

СТАТЬЯ 211 "ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА"

"Бюджетный учет" № 08 (44) 2008 г.
Д.В. Новиков. Советник советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса

В связи с сокращением должностей государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий, согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, возникли расходные обязательства по выплате государственным гражданским служащим компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Просим разъяснить, по какой подстатье классификации операций сектора государ- ственного управления следует производить расходы по выплате государственным гражданским служащим денежной компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы при изменении структуры органа государственной власти?
В соответствии с требованиями Указаний № 74н расходы на выплату компенсации, предусмотренной пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует относить на подстатью 211 "Заработная плата" классификации операций сектора государственного управления.

"Бюджетный учет" за сентябрь 2006 г.
Д.В. Новиков. Консультант отдела методологии бюджетного учета, отчетности и бюджетной политики Минфина России

Просим разъяснить порядок применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации при отражении расходов на оплату руководителям студенческой практики. Письмом Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 02-14-10/880 указанные расходы отнесены на статью 290 "Прочие расходы" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, однако в большинстве случаев с руководителем практики заключается договор возмездного оказания услуг и встает вопрос о применении подстатьи 226 "Прочие услуги".
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2006 г. №02-14-10/880 разъяснено, что отнесение расходов на оплату услуг руководителей практики от предприятий, учреждений, организаций по руководству учебной производственной практикой студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования (согласно Положению о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденному приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1154, разработанному в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") осуществляется по подстатье 290 "Прочие расходы" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 2005 г. № 152н). Вместе с тем следует отметить, что в случае, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин и проводится преподавателями соответствующих кафедр учебного заведения, в должностные обязанности которых входит руководство практикой, расходы подлежат отражению по подстатье 211 "Заработная плата". Если же между образовательным учреждением и руководителем практики заключен договор гражданско-правового характера (в данном случае договор возмездного оказания услуг), расходы на выплату по указанному договору следует относить на подстатью 226 "Прочие услуги".

"Советник бухгалтера" № 11(35) за ноябрь 2005 г
Д.В. Новиков. Консультант отдела методологии бюджетного учета, отчетности и бюджетной политики Минфина России

Возможна ли оплата за счет средств федерального бюджета банковских услуг по перечислению средств на выплату заработной платы на лицевые счета сотрудников, которые открыты ими в кредитных организациях?
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 № 173-ФЗ средства на указанные расходы не предусмотрены. В связи с изложенным при перечислении любых видов денежных средств по заявлениям работников бюджетных учреждений на лицевые счета, открытые в отделениях кредитных организаций (за исключением выплат, доставка которых определена законодательством Российской Федерации), возможны следующие варианты оплаты банковских услуг:

Оплата за счет внебюджетных источников работодателя при наличии у бюджетного учреждения предпринимательской деятельности (в этом случае расходы бюджетного учреждения на оплату услуг кредитной организации отражаются по подстатье 226 "Прочие услуги");
- оплата за счет получателя средств, осуществляемая путем удержания бюджетным учреждением необходимой для оплаты банковской услуги суммы из заработной платы получателя с последующим ее перечислением кредитной организации и отражением расходов по подстатье 211 "Оплата труда";
- путем перечисления средств заработной платы на лицевые счета, открытые работниками в кредитной организации, которая самостоятельно удерживает из перечисляемых средств сумму тарифа.

Следует отметить, что осуществление второго и третьего вариантов в директивной форме незаконно (ст. 4 Трудового кодекса РФ запрещает принудительный труд, к которому в рамках указанной статьи, в частности, отнесена выплата заработной платы не в полном размере), поэтому необходимо наличие договоренности с конкретным работником (соответствующее его заявление).

Какая подстатья экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации предназначена для отражения расходов учреждения на оплату труда внештатных сотрудников при условии, что с данными сотрудниками заключен трудовой договор?
Для того чтобы точно ответить на вопрос о применении экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 № 114н), при отражении расходов, связанных с выплатами физическим лицам, состоящим в договорных отношениях с бюджетными учреждениями, необходимо определить вид договора, заключаемого между бюджетным учреждением и физическим лицом, рассмотрев совокупность его условий.

Взаимоотношения между юридическими и физическими лицами оформляются трудовыми договорами либо договорами возмездного оказания услуг (гражданско-правовыми договорами). Трудовые отношения связаны с подчинением административной власти работодателя, осуществлением трудовой деятельности на страх и риск работодателя, особым порядком оплаты результатов работы. Все это отличает трудовые отношения и трудовой договор от сходных гражданско-правовых договоров. Однако, как это часто бывает на практике, название договора может не соответствовать его сущности.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, о беспечить соответствующие условия труда (предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права), своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель выполняет определенные виды работ или услуг, обусловленные договором (вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности), для другой стороны. Предметом такого договора служит конечный результат труда. Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, самостоятельно определяют приемы и способы выполнения заказа. Для них важен конечный результат труда - выполнение условий договора в надлежащем качестве и в согласованный срок.

Что касается применения экономической классификации, то, согласно разделу VI Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, отражение выплат физическим лицам, состоящим в договорных отношениях с бюджетными учреждениями, осуществляется в следующем порядке:

Для отражения выплат физическим лицам, состоящим с учреждением в трудовых отношениях, следует применять подстатью 211 "Оплата труда" (отражение единого социального налога осуществляется по предметной статье 213 "Начисления на оплату труда");
- для отражения расходов на выплату вознаграждения физическим лицам за выполненные работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера с учетом начисленных сумм единого социального налога следует применять соответствующие подстатьи статьи 220 "Приобретение услуг".

"Советник бухгалтера в сфере образования" № 10(46) за октябрь 2006 г.
И.Ю. Кузьмин. Департамент бюджетной политики Минфина России

В 2003 году по сокращению штатов был уволен сотрудник бюджетного учреждения. В 2006 году учреждение на основании вынесенного решения суда и поступившего исполнительного листа обязано выплатить сотруднику недоначисленные при увольнении суммы отпускных, выходного. 1 пособия, а также заработную плату за время вынужденного прогула. По каким статьям экономической классификации расходов бюджетов РФ следует отразить указанные расходы?
В соответствии с приказом Минфина России от 21.12.2005 № 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы по выплате уволенному работнику на основании решения суда отпускных и выходного пособия при увольнении работника, а также расходы по выплате заработной платы за время вынужденного прогула следует относить на подстатьи 211 "Заработная плата" и 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов РФ соответственно.

В последнее время в нашу редакцию поступают вопросы, связанные с отражением тех или иных расходов в бухгалтерском учете. В настоящей статье напомним, какие расходы необходимо относить на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ в 2018 и 2019 годах.

Согласно п. 3 разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний № 65н на подстатью 211 КОСГУ относятся расходы на выплату заработной платы, производимые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе на осуществление выплат, надбавок, оплату отпусков, выплату пособий и компенсаций, другие аналогичные расходы.

Рассмотрим все эти расходы более подробно по группам.

Какие расходы относятся к выплатам?

К таковым относятся выплаты:

  • по должностным окладам, ставкам заработной платы, почасовой оплате, воинским и специальным званиям;
  • за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
  • за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • за сверхурочную работу;
  • подросткам, принимаемым на временные рабочие места;
  • преподавателям, являющимся штатными сотрудниками, в связи с проведением учебной практики и работой на стажерских площадках в рамках выполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора;
  • сотрудникам, призванным на военные сборы;
  • осужденным, работающим на штатных должностях в исправительных учреждениях, исполняющих наказания;
  • за время вынужденного прогула.

К сведению:

В эту группу также включается оплата труда работников медучреждений, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, производимая в повышенном размере по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда. На это указал ФФОМС в Письме от 17.02.2016 № 1181/26/и.

Какие расходы в виде надбавок отражаются по этой подстатье?

По подстатье 211 КОСГУ отражаются следующие виды надбавок:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия государственной гражданской и иной службы;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, классность по специальности);
  • за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, пустынных, безводных местностях, высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Сибири и Дальнего Востока;
  • за сложность, напряженность, специальный режим работы;
  • за шифровальную работу, знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора.

Оплата каких отпусков отражается по данной подстатье?

На подстатью 211 КОСГУ относятся:

  • оплата ежегодных отпусков, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск;
  • оплата дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • оплата отпусков за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, курсы повышения квалификации или обучение другим профессиям.

Выплата каких пособий и компенсаций относится на подстатью 211 КОСГУ?

По данной подстатье необходимо отражать:

  • пособия за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемые за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или получения им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • выходные пособия работникам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, при их увольнении в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности работников или штата, выплачиваемые в порядке и размерах, которые установлены законодательством РФ;
  • компенсации государственным гражданским служащим в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы, в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, а также ввиду реорганизации государственного органа или изменения его структуры, которые приводят к сокращению должностей гражданской службы;
  • дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренную ч. 3 ст. 180 ТК РФ (в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности работников или штата);
  • единовременное пособие военнослужащему Вооруженных Сил РФ при заключении контракта, включаемое в состав денежного довольствия;
  • ежемесячное пособие военнослужащим по призыву из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при заключении контракта.

К сведению:

Также по этой подстатье необходимо отражать выплату учреждением пособия за первые три дня временной нетрудоспособности работнику в период его нахождения в отпуске с последующим увольнением, при заболевании работника или получении им травмы (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Такие разъяснения представлены в Письме Минфина РФ от 06.04.2017 № 02‑05‑10/20354. Кроме того, на подстатью 211 КОСГУ относится выплата дополнительного денежного вознаграждения, премий военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и лицам гражданского персонала (Письмо Минфина РФ от 22.12.2016 № 02‑05‑10/77336).

Какие дополнительные расходы отражаются по данной подстатье?

По подстатье 211 КОСГУ также отражаются следующие виды затрат:

  • выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальная помощь;
  • выплаты за участие в боевых действиях;
  • выплаты за дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые работникам – донорам крови;
  • выплаты за дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей;
  • материальная помощь, выплачиваемая за счет фонда оплаты труда, не относящаяся к выплатам поощрительного, стимулирующего характера;
  • другие аналогичные расходы.

К сведению:

К дополнительным выплатам, относимым на данную подстатью, также можно отнести единовременное денежное поощрение муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Об этом сказано в Письме Минфина РФ от 16.05.2016 № 02‑05‑11/27775.

Какие виды удержаний относятся
на подстатью 211 КОСГУ?

По данной подстатье также отражаются расходы на осуществление удержаний из заработной платы работников, к которым в том числе относятся:

  • оплата услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытые в кредитных организациях за счет средств работников (служащих), путем удержания работодателем необходимой для оплаты услуг суммы из заработной платы работников (служащих) на основании их заявлений, а также почтовый сбор;
  • денежные средства, перечисляемые профсоюзным организациям (членские профсоюзные взносы);
  • НДФЛ;
  • удержания по исполнительным документам, в том числе алименты;
  • возмещение материального ущерба, причиненного работником организации;
  • иные удержания в рамках исполнительного производства.

Какие изменения начнут действовать 01.01.2019?

01.01.2019 вступает в силу Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – Порядок № 209н). Уже сейчас сотрудники финансового ведомства выпустили разъяснения о применении данного порядка. Они представлены в Письме от 29.06.2018 № 02‑05‑10/45153 «О направлении методологических указаний по применению Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н» (далее – Письмо № 02‑05‑10/45153).

Итак, в этом письме сказано, что в Порядке № 209н реализован новый подход к отнесению операций к заработной плате, социальным и иным выплатам персоналу, согласующийся с требованиями СГФ-2014 и СНС-2008. В соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата представляет собой суммы, подлежащие выплате персоналу в обмен на выполненную работу.

В понятие «заработная плата» включаются:

  • заработная плата, выплачиваемая регулярно;
  • надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы, выходные дни и другие виды ненормированного рабочего времени;
  • ежегодные дополнительные премии;
  • выплаты сотрудникам, не работающим в течение коротких промежутков времени, например, находящимся в отпусках, за исключением отсутствия в связи с болезнью, травмой.

При этом заработная плата не включает:

1) возмещение работодателем расходов, понесенных работниками в целях выполнения ими трудовых обязанностей, например:

  • возмещение расходов на поездки, переезд или связанных с ними расходов, производимых работниками, когда они заступают на новые рабочие места или переезжают в другую местность;
  • возмещение понесенных работниками расходов на приобретение инструментов, оборудования, спецодежды или других предметов, которые необходимы исключительно или в первую очередь для того, чтобы работники могли выполнять свою работу;

2) социальные пособия, подлежащие выплате работодателем работникам, в виде:

  • компенсационных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения им травмы;
  • выходных пособий и компенсаций работникам при увольнении.

Кроме того, согласно п. 7 Порядка № 209н к структуре кодов КОСГУ предъявляются следующие требования:

  • разграничение выплат работникам государственных (муниципальных) учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, иным работникам государственных (муниципальных) органов, не являющимся государственными (муниципальными) служащими, военнослужащими и приравненными к ним лицами, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах РФ, на заработную плату (подстатья 211 «Заработная плата» КОСГУ) и иные выплаты (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме», 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ);
  • разграничение иных выплат персоналу по типу выплат (несоциальные и социальные), а также по форме, в которой они осуществляются (денежная и натуральная), между подстатьями 212 и 214, 266 и 267 КОСГУ;
  • отнесение к социальным пособиям и компенсациям персоналу выплат, связанных с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении;
  • возмещение персоналу расходов, связанных с осуществлением служебных, трудовых обязанностей, таких как расходы на компенсацию за использование личного транспорта для служебных целей, расходы, связанные со служебными командировками (за исключением выплаты суточных), компенсация за содержание служебных собак по месту жительства, компенсация стоимости вещевого имущества, иные аналогичные расходы, по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ;
  • отнесение к социальным пособиям в натуральной форме оплаты товаров, работ и услуг населению, а также компенсации расходов населения на приобретение товаров, работ и услуг;
  • отражение операций по исполнению судебных актов в части неисполненных обязательств по выплате пенсий, пособий, оплате труда персонала, а также по оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд по соответствующим группам, статьям и подстатьям КОСГУ;
  • отражение операций по исполнению судебных актов в части возмещения судебных издержек истцам, морального ущерба, неосновательного обогащения по подстатьям 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» и 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.

Что такое социальные выплаты работникам?

Как было сказано выше, Порядок № 209н разграничил выплаты работникам на социальные и несоциальные. Минфин в Письме № 02‑05‑10/45153 отметил, что отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала. К таким рискам относятся болезнь, утрата постоянного заработка, иные риски, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника.

Обратите внимание, что отдельные выплаты работникам, имеющие социальный характер, с 2019 года будут перенесены из подстатей 211, 212 и 262, применяемых в 2018 году, в подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» и 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ. К таким выплатам относятся в том числе:

  • пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения им травмы;
  • выходное пособие и компенсации работнику при увольнении;
  • ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. персоналу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Кроме того, финансисты указали, что к социальным пособиям и компенсациям персоналу относятся также не поименованные в Порядке № 209н:

  • единовременные денежные пособия (поощрения) государственным (муниципальным) служащим в связи с выходом на пенсию (подстатья 266);
  • выходные пособия и компенсации судье в случае упразднения или реорганизации суда, выхода в отставку (подстатья 266);
  • денежная компенсация судье РФ, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, в размере стоимости путевки (подстатья 266);
  • компенсация стоимости или приобретение путевок на санаторно-курортное лечение судьям (подстатья 267).

Обратите внимание:

Полный перечень изменений в части отражения операций по кодам КОСГУ, вступающих в силу с 2019 года, по сравнению с порядком применения КОСГУ, применяемым в 2018 году, приведен в сопоставительной таблице, которая размещена на официальном сайте Минфина: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/classandaccounting/.

Что понимается под несоциальными выплатами работникам?

К несоциальным выплатам работникам (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» и 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»
КОСГУ) относятся обязательные выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере, в том числе:

  • подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • компенсация расходов на проезд и провоз багажа работника, заключившего трудовой договор о работе в организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности, и прибывшего из другого региона РФ, и членов его семьи;
  • компенсация расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей, а также иные аналогичные выплаты.

Необходимо ли разграничить выплаты в денежной и натуральной формах?

Порядком № 209н предусмотрено разграничение выплат по форме осуществления: выплаты в денежной и натуральной формах. В соответствии с данным документом к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся:

  • оплата товаров, работ и услуг, предоставленных работникам (населению);
  • компенсация расходов на приобретение товаров, работ и услуг.
То есть выплаты в натуральной форме имеют стоимостный эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам.

Сотрудники Минфина в своем письме привели следующий пример. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме (подстатья 214 КОСГУ), поскольку данная выплата:

  • не обусловлена наличием социальных рисков, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника;
  • осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников.

К сведению:

Выплаты в денежной или натуральной форме могут носить как социальный, так и несоциальный характер.

По какой подстатье КОСГУ отражается возмещение расходов,

связанных с осуществлением трудовых обязанностей?

В 2018 году по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ отражаются операции по компенсации работникам расходов, понесенных ими в связи с процессом производства.

Однако в международной статистической практике такие выплаты не рассматриваются как выплаты, осуществляемые в интересах работников, а относятся к категории расходов, производимых работниками с целью выполнения ими трудовых обязанностей. В результате из подстатьи 212 «Прочие выплаты» (2018 год) в статью 220 «Оплата работ, услуг» (2019 год) перенесены следующие операции:

возмещение расходов, связанных со служебными командировками (расходов на проезд, проживание, иных расходов, связанных с выполнением служебного задания в командировке), компенсация стоимости вещевого имущества, компенсация за содержание собак по месту жительства (подстатья 226 «Прочие работы, услуги»);

компенсация за использование личного транспорта для служебных целей (подстатья 222 «Транспортные услуги»).

* * *

В заключение обратим ваше внимание на то, что в 2018 году по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ организации должны отражать расходы, связанные с выплатой заработной платы (денежного довольствия, денежного содержания) работникам, которые работают в организации на основании трудовых договоров. Кроме того, на нее могут относиться выплаты, основанные на нормативных правовых актах организации (коллективном договоре, положении об оплате труда и т. д.) и непосредственно связанные с оплатой труда. Начиная с 01.01.2019 учреждениям необходимо будет руководствоваться Порядком № 209н. Подробные разъяснения по его применению представлены в Письме Минфина РФ № 02‑05‑10/45153. Согласно новому порядку для отражения выплат (сумм компенсации) персоналу с 2019 года будут применяться следующие подстатьи КОСГУ:

  • 211 «Заработная плата»;
  • 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме»;
  • 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»;
  • 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»;
  • 222 «Транспортные услуги»;
  • 226 «Прочие работы, услуги»;
  • 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»;
  • 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной
    форме».

Одновременно Порядком № 209н предусмотрены подстатьи, предназначенные для отражения операций по выплатам бывшим работникам:

  • 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;
  • 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной
    форме».

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2018 год

Из приказа Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"

Группа 200 Расходы

Данная группа детализирована статьями КОСГУ 210 - 260, 290, в рамках которых группируются операции, относящиеся к расходам.

Статья 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

Данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 211 - 213.

Подстатья 211 Заработная плата

На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе:

По должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, по воинским и специальным званиям;

За работу в ночное время, праздничные и выходные дни;

За работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

За сверхурочную работу;

Подросткам, принимаемым на временные рабочие места;

Преподавателям, являющимся штатными сотрудниками, в связи с проведением учебной практики и работой на стажерских площадках в рамках выполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора;

Сотрудникам, призванным на военные сборы;

Осужденным, работающим на штатных должностях в исправительных учреждениях, исполняющих наказания;

За время вынужденного прогула;

надбавки:

За выслугу лет;

За особые условия государственной гражданской и иной службы,

За работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

За квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, за классность по специальности);

За работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Сибири и Дальнего Востока;

За сложность, напряженность, специальный режим работы;

За шифровальную работу, за знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора;

оплата отпусков:

Ежегодных отпусков, в т.ч. компенсация за неиспользованный отпуск;

Дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Отпусков за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям;

выплата пособий и компенсаций:

За первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

Выплаты работникам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, выходных пособий при их увольнении в связи с ликвидацией, либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

Выплата государственному гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, при увольнении с гражданской службы, в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, а также реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, приводящей к сокращению должностей гражданской службы;

Единовременное пособие военнослужащему Вооруженных Сил Российской Федерации при заключении контракта, включаемое в состав выплат по денежному довольствию;

Ежемесячного пособия военнослужащим по призыву из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при заключении контракта;

иные выплаты:

Выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальная помощь;

Выплата денежных средств за участие в боевых действиях;

Выплата за дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые работникам - донорам крови;

Выплата за дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей;

Выплата материальной помощи за счет фонда оплаты труда, не относящаяся к выплатам поощрительного, стимулирующего характера;

другие аналогичные расходы.

Кроме того, по данной подстатье осуществляются расходы по выплате удержаний, произведенных с заработной платы, к которым, в том числе, относятся:

Оплата услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытых в кредитных организациях за счет средств работника (служащего) путем удержания работодателем необходимой для оплаты услуги суммы из заработной платы работников (служащих) на основании их заявлений, а также оплата почтового сбора;

Перечисления денежных средств профсоюзным организациям (членские профсоюзные взносы);

Налог на доходы физических лиц;

Удержания по исполнительным документам, в том числе, на оплату алиментов;

Возмещение материального ущерба, причиненного работником организации;

Иные удержания в рамках исполнительного производства.

КВР и КОСГУ — это специальные шифры, которые необходимы для работы бухгалтеров бюджетной сферы. Поговорим об изменениях 2019 года в применении кодов видов расходов (КВР) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2018 № 132н (ред. от 30.11.2018) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям.

Также изменены правила формирования КОСГУ — новый Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 30.11.2018). Работать по старым правилам недопустимо!

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.

С 2019 года изменен порядок применения КБК и КОСГУ!

Основные понятия КВР и КОСГУ

Даже у тех, кто знает, что такое КОСГУ в бюджете, расшифровка может вызвать затруднение. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.

С 2016 года КОСГУ не применяется получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2019 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2018).

Классификация ОСГУ представляет собой следующие группировки:

  • 100 — доходы;
  • 200 — расходы;
  • 300 — поступление нефинансовых активов (НА);
  • 400 — выбытие НА;
  • 500 — поступление финансовых активов (ФА);
  • 600 — выбытие ФА;
  • 700 — увеличение обязательств;
  • 800 — уменьшение обязательств.

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат данный код заменен на код видов расходов.

Очень часто возникает вопрос: КВР — что это в бюджете? Это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов. Практически каждый бухгалтер пытается самостоятельно разобраться, что такое КВР в бюджете, расшифровка которого закодирована тремя числами с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов.

КВР представлен следующими группами:

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.

Особые случаи при применении КОСГУ и КВР в 2019 году

Отражение в 2019 году некоторых расходов по КОСГУ в учете изменилось. Законодатели ввели совершенно новые коды, например, для отражения поступлений. Также были изменены названия старых кодировок и расширены значения действующих.

Так, например, введен новый КОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что следует относить к данным социальным пособиям? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. Также на данный код необходимо относить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 главы 2 Приказа № 209н.

Чиновники из Министерства финансов довели до пользователь отдельное Письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, в котором отражены методические рекомендации по применению новых КОСГУ.

Также на практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая 34-36 разряды идентификационного кода закупки формируются особым образом: в 34-36 разрядах ставится «0», если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.

Таблица соответствия

Поскольку КВР более укрупненная группировка, чем КОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление кодов КВР и кодов КОСГУ на 2019 год для бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2019 году.

Ответственность за нарушение

Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути уровень наказания за неверное отражение КВР и КОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция будет отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За нарушения данного характера предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.

С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. Так, в соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетная организация определяет кодировки самостоятельно. И привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе КВР нельзя. Однако неверный код будет отражен в отчетности — а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.16.6 КоАП).

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

Что еще почитать