Отделение мто. Положение об отделе материально-технического обеспечения. Формы организации управления

ПОЛОЖЕНИЕ

об отделе материально-технического обеспечения

Управления Федеральной службы судебных приставов

по Челябинской области

I . Общие положения

1.1. Отдел материально-технического обеспечения (далее - отдел) является структурным подразделением аппарата управления Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - Управление).

1.2. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, ФССП России, Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, приказами, указаниями и распоряжениями Управления, настоящим Положением, нормативно - правовыми актами Российской Федерации по защите информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.

1.3. Отдел осуществляет деятельность в пределах своей компетенции и во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФССП России, со структурными подразделениями Управления, с Управлением Министерства юстиции России по Челябинской области, а также с федеральными органами исполнительной власти.

1.4. Работники отдела исполняют возложенные на них функции в соответствии с установленным распределением обязанностей и должностным регламентами.

1.5. Отдел подчиняется руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области - главному судебному приставу и заместителю главного судебного пристава, курирующего вопросы административно-хозяйственной деятельности Управления.

II . Основные задачи отдела

2.1. Организация, контроль и методическая помощь отделам Управления в подборе и ремонте зданий и помещений для размещения структурных подразделений Управления.

2.2. Заключение гражданско-правовых договоров (аренды, коммунальных услуг, охраны, техобслуживанию помещений, ТБО, техобслуживание автотранспорта и медицинское освидетельствование водителей и иные).

2.3. Обеспечение отделов Управления материальными ресурсами.

2.4. Организация и проведение открытых аукционов в электронной форме, конкурсов и запросов котировок на поставку, оказание услуг, выполнение работ для нужд Управления.

2.5. Обеспечение сотрудников отделов Управления форменным обмундированием.

2.6. Обеспечение отделов Управления автотранспортом, вооружением, боеприпасами, специальными средствами и средствами радиосвязи.

2.7. Обеспечение участия работников отдела в организации мобилизационных тренировок по оповещению и сбору. Выполнение мобилизационных мероприятий, предусмотренные при введении степени готовности, объявлении мобилизации.

2.8. Организация и проведение работы по обеспечению безопасных условий и охраны труда в отделе.

2.9.Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну в установленной сфере деятельности Управления. Отдела.

2.10. Разработка и уточнение плана мероприятий по материальному, автотранспортному и медицинскому обеспечению Управления в особый период.

2.11. Организация и разработка инструкций по охране труда для обслуживающего персонала.

2.12. Исполнение иных задач, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России, Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, приказами и распоряжениями Управления.

III . Основные функции отдела

3.1. Разработка и организация выполнения программ и мероприятий по укреплению материально-технической базы отделов Управления для предоставления их в министерство юстиции РФ.

3.2. Подготовка документации на проведение открытых аукционов в электронной форме, конкурсов и запросов котировок на поставку, оказание услуг, выполнение работ для нужд Управления.

3.3. Подготовка и осуществление капитальных и текущих ремонтов в помещениях, занимаемых отделами Управления.

3.4. Заключение гражданско-правовых договоров (аренды, коммунальных услуг, охраны, техобслуживанию помещений, ТБО, техническое обслуживание автотранспорта и медицинское освидетельствование водителей и иных.).

3.5. Осуществление материально-технического снабжения и обеспечение отделов Управления материальными ресурсами (мебель, бумажная продукция и т.д.).

3.6. Осуществление снабжения, учета и хранения вооружения, боеприпасов, специальных средств и средств радиосвязи в отделах судебных приставов и на складе;

3.7. Осуществление снабжения сотрудников отделов Управления форменным обмундированием.

3.8. Обеспечение отделов Управления автотранспортом, его безаварийной эксплуатации и ремонта.

3.9. Осуществление контроля, совместно с финансово-экономическим отделом, за использованием и сохранностью материальных ценностей.

3.10. Решение хозяйственных вопросов и организация мероприятий Управления.

3.11. Обеспечение технического состояния помещения, занимаемого Управлением, материально-техническим оснащением деятельности Управления.

3.12. Ведение базы данных по действующим и вновь поступающим материальным ценностям: мебель, сейфы, автомобили, запчастям к ним и иные.

3.13. Участие в составлении перспективных и текущих планов деятельности Управления.

3.14. Проведение монтажа, подключения, профилактики и мелкого ремонта средств радиосвязи Управления и его отделов.

3.15. На основании существующей потребности обеспечение структурных подразделений, с привлечением исполнителей и подрядчиков на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ в рамках исполнения требований пожарной безопасности.

3.16. Противодействие коррупционным проявлениям.

3.17. Направление в ФССП России специальных донесений в необходимых случаях, в установленном порядке и сроки.

3.18. Работа с кадровым резервом.

3.19. Организация и проведение занятий с сотрудниками отдела в системе служебной подготовки.

3.20. Организация работы с обращениями граждан, представителями юридических лиц и представлениями прокуратуры (в части касающейся).

3.21. Своевременное и полное предоставление достоверной ведомственной статистической отчетности по направлению деятельности отдела по установленным формам.

3.22. Исполнение иных функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России, Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, приказами и распоряжениями Управления.

IV . Полномочия отдела

4.1. Проверять состояние материально-технической базы Управления, имеющейся в отделах Управления, запрашивать у начальников отделов информацию, необходимую для выполнения функций отдела.

4.2. Вносить на рассмотрение руководителю, заместителям руководителя Управления предложения по совершению административно-хозяйственной деятельности.

4.3. Привлекать по согласованию с руководителем Управления для экспертных и исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов.

4.4. Участвовать в проведении открытых аукционах в электронной форме, котировок, конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

V . Структура и организация деятельности отдела

5.1. Структура и штатное расписание отдела утверждаются приказом ФССП России.

5.2. Деятельность отдела осуществляется на основании планов работ ФССП России и Управления, планов работы коллегии и иных планов работы Управления.

5.3. Организацию деятельности отдела осуществляет руководитель Управления и заместитель руководителя Управления, курирующий данное направление деятельности.

5.4. Руководство деятельностью отдела осуществляет начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности на основании приказа руководителя Управления или лицом, исполняющим его обязанности.

5.5. Начальник отдела:

5.5.1. Осуществляет общее руководство деятельностью отдела.

5.5.2. Принимает участие в подборе и расстановке кадров на государственные должности в отделе и обеспечивает повышение их квалификации.

5.5.3. В пределах своих полномочий участвует в формировании резерва кадров для замещения государственных должностей в отделе.

5.5.4. Вносит в установленном порядке предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности работников отдела, их поощрении и наложении взыскания.

5.5.5. Разрабатывает должностные регламенты работников отдела.

5.5.6. Готовит в установленном порядке представления к присвоению классных чинов, аттестации, награждению ведомственными наградами работников отдела.

5.5.7. Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые документы и материалы от структурных подразделений Управления.

5.5.8. Информирует руководство Управления о деятельности отдела.

5.5.9. Координирует в установленном руководителем Управления порядке деятельность по взаимодействию со средствами массовой информации.

5.5.10. Обеспечивает соблюдение в отделе федерального закона о государственной гражданской службе и трудового законодательства Российской Федерации.

5.5.11. Организует ведение в отделе делопроизводства и выполнение мероприятий по обеспечению режима секретности в соответствии с порядком, установленным в ФССП России.

5.5.12. В пределах компетенции дает поручения работникам отдела, обязательные для исполнения.

5.5.13. Осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Минюста России, а также правовыми актами ФССП России.

5.5.14. Начальник отдела обеспечивает соблюдение работниками отдела действующего законодательства Российской Федерации по вопросам защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.

VI . Ответственность начальника отдела

6.1. Начальник отдела несет соответствующие виды ответственности:

6.1.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение отделом задач и функций, определенных настоящим Положением, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными и правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и Управления.

6.1.2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своего должностного регламента.

6.1.3. За несвоевременное, неполное и недостоверное предоставление ведомственной статистической отчетности по направлению деятельности отдела по установленным формам.

6.1.4. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных регламентов (инструкций) работниками отдела.

6.1.5. За соответствие подготовленных лично и работниками отдела документов законодательству Российской Федерации, а также за качество подготавливаемых документов.

6.1.6. За превышение предоставленных прав или использования их для решения вопросов, не обусловленных служебной необходимостью, а также за разглашение государственной тайны, сведений конфиденциального характера или иной информации ограниченного распространения, полученной в ходе исполнения обязанностей.

6.1.7. За несоблюдение условий обеспечения сохранности документов, утрату или несанкционированное их уничтожение.

6.1.8. За причинение Управлению материального ущерба.

6.1.9. За соблюдение работниками отдела действующего законодательства Российской Федерации по вопросам защиты государственной и иной охраняемой тайны.

VII . Ответственность работников отдела

7.1. Каждый работник отдела несет соответствующие виды ответственности:

7.1.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своего должностного регламента (инструкции).

7.1.2. За соответствие лично подготовленных документов законодательству Российской Федерации, а также за качество подготавливаемых документов.

7.1.3. За превышение предоставленных прав или использования их для решения вопросов, не обусловленных служебной необходимостью, а также за разглашение государственной тайны, сведений конфиденциального характера или иной информации ограниченного распространения, полученной в ходе исполнения обязанностей.

7.1.4. За несоблюдение условий обеспечения сохранности документов, утрату или несанкционированное их уничтожение.

Система организации снабжения предприятия ресурсной базой, необходимой для его производственной деятельности.

Материально-техническое обеспечение (МТО) включает в себя анализ потребностей предприятия в ресурсах, их поиск, покупку и подготовку для использования в производственной деятельности.

Функциональная основа и основные задачи МТО

Функционал МТО делят на четыре подгруппы: коммерческую, маркетинговую, технологическую и административную.
  • Коммерческая. Покупка или аренда материально-технических ресурсов, необходимых для производственной деятельности.
  • Маркетинговая. Выбор поставщиков и заключение с ними контрактов.
  • Технологическая. Доставка или транспортировка ресурсов, а также их складское хранение.
  • Административная. Учет и контроль ресурсной базы.

Планирование

Материально-техническое обеспечение играет одну из ключевых ролей в долгосрочном планировании деятельности фирмы. Номенклатура МТО позволяет заранее необходимое количество ресурсов для производства запланированного объема продукции. Процесс ее составления включает несколько этапов:
  • анализ стоимости и качества ресурсов у разных поставщиков;
  • расчет затрат на доставку ресурсов;
  • расчет объемов требуемых ресурсов в соответствии с планами выпуска готовой продукции;
  • составление плана закупок.
При работе системы МТО предприятия используются следующие методы:
  • Нормативный. Основывается на прямой корреляции между масштабом производства предприятия и его потребностью в ресурсах, которая определяется нормой расходов.
  • Статистический. Базируется на коэффициентах планирования будущего потребления по сравнению с прошлыми и снижения нормы расходов на следующий период.
  • Прогнозный. Предполагает анализ расходов на потребление ресурсов за определенный промежуток времени в прошлом и их динамике.

Лицам, имеющим поверхностное понятие о структуре вооруженных сил, армия представляется тривиальным набором военнослужащих, распределенных по родам войск. На самом же деле, это обособленный институт, функционирующий в разных режимах, в зависимости от внешнеполитической ситуации. Нередко посредством привлечения вооруженных сил решаются и внутренние дела государственного значения. Для обеспечения такого бесперебойного функционирования необходима служба, которая бы занималась вопросами состояния материально-технической базы, причем не только в военное, но и в мирное время.

Служба материально-технического обеспечения (МТО), являясь составной частью вооруженных сил РФ, организует регулирование поступлений и расходов средств, необходимых для поддержания постоянной боеготовности всех подразделений.

Можно классифицировать задачи, которые решает материально техническое обеспечение ВС РФ, разбив их по принципу однородности:

  • Планирование расходов бюджетных средств на реализацию гособоронзаказа, работу государственных программ и прочие целевые направления.
  • Мониторинг оснащенности всех подразделений вооружением, экипировкой, техникой, средствами материального характера.
  • Контроль за соблюдением норм довольствия для солдат, а также организация поставок продукции.
  • Решение юридических вопросов относительно снабжения средствами.
  • Обеспечение деятельности собственных служб.
  • Подготовка внутренних кадровых резервов для функционирования службы МТО.

Состав службы МТО

Прообразом современной службы материально-технического обеспечения является образованное Петром I интендантское управление, осуществлявшее ведение военного хозяйства. Современная же структура представлена рядом департаментов и управлений, которые охватывают все виды деятельности в вооруженных силах.

На штаб МТО ВС РФ возложена организационно-управленческая функция. В его обязанности входит обеспечение мобилизационной подготовки, готовности тыла, сбор оперативной информации в тылу, тыловое обеспечение войск, решение вопросов охраны и обороны тыла. В состав МТО входит также департамент транспортного обеспечения, управление железнодорожными войсками, управление коммунальными услугами, департамент продовольственного обеспечения и управление метрологии.

За перечисленными ведомствами закреплены некоторые виды войск, обеспечивающие выполнение плановых и внеплановых задач вооруженных сил. Автомобильные войска представлены в виде самостоятельных подразделений, занимающихся вопросами перевозок, это может быть подвоз стройматериалов, перевозка военнослужащих, эвакуация, транспортировка раненых. В российской армии образованы бригады, полки и батальной автомобильных войск, подчиняющиеся непосредственно начальнику департамента транспортного обеспечения.

Транспортного сообщения не существовало бы в полном объеме, если бы не деятельность дорожных войск. В их задачу входит строительство, обслуживание, прикрытие и восстановление военных дорог. Некоторые задачи дорожно-транспортного обеспечения тоже в их компетенции. Структура войск довольно сложная, так как в их состав входят разные части, но подчиняются они все начальнику дорожного управления при Министерстве обороны.

Железнодорожные войска обеспечивают строительство или восстановительные работы железнодорожных путей, их техническое прикрытие и эксплуатацию. Мало кто знает о существовании трубопроводных войск. Эти подразделения реализуют транспортировку горюче-смазочных материалов на склады для хранения, при перекачке или для поставки в части. В их ведомстве находится не только личный состав, но и соответствующая строительная техника. Общая протяженность всех веток трубопровода составляет 2000 километров.

В качестве отдельной службы МТО выделена вещевая служба, которая занимается приведением в норму личного вещевого имущества военнослужащего. Для этого производится ремонт, химчистка, закупаются моющие и гигиенические средства, организуются банные услуги для солдат. В российской армии есть части, в которых собственное хозяйство не ведется. В таком случае они состоят на довольствии в других, более крупных частях.

Продовольственная служба, как составная часть МТО, обеспечивает личный состав питанием. Для этого организуется поставка продовольствия в части, нормирование продуктов, контроль. Данная служба технически оснащена, ведь поставку необходимо осуществлять во все армейские части.

Служба обеспечения ГСМ включает в себя объединения, занимающиеся транспортировкой ракетного топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей, горючего. Сюда же относятся и места складирования, базы, трубопроводы.

Поддержка боеспособности армии будет полноценной только при должной медицинском обслуживании, которое реализует Медслужба ВС РФ. В функционал медицинской службы входит не только оказание помощи, но и проведение профилактических мероприятий. Подчиняется служба Главному медицинскому управлению МО.

Первоочередные задачи

Учитывая представленную структуру, а также сгруппированные задачи, приведем конкретные примеры, поясняющие, для чего необходимо содержать такое сложное образование, как служба материально-технического оснащения. Для этого достаточно вспомнить, с чем армия сталкивается в тылу, какие работы приходится проводить для поддержания боеспособности подразделений и организации жизнедеятельности военнослужащих.

  • Поставка вооружения осуществляется для непосредственного обеспечения обороноспособности государства.
  • Доставка горючего производится в целях поддержания боеготовности всех военной техники.
  • Оснащение военнослужащего, одежда и экипировка.
  • Питание солдат и офицеров.
  • Банно-прачечные процедуры.
  • Строительство и обслуживание автомобильных дорог, железнодорожного полотна и трубопроводов.
  • Обслуживание зданий, ремонт помещений, ведение коммунального хозяйства.
  • Подготовка собственных кадров. Никаких курсов или краткосрочных программ для подготовки кадров в штате службы МТО не предусмотрено. Следовательно, вопросами подготовки приходится заниматься самостоятельно.

Армейский принцип единоначалия реализуется и в управлении МТО. Выше упоминалось про составные части всей структуры, которые были представлены департаментами. Но по вертикали подчинения вся служба находится в ведомстве Министерства обороны. Непосредственное руководство осуществляет один из заместителей Министра. Далее полномочия распределяются между главнокомандующими войск, с последующей передачей начальникам департаментов и управлений.

Материально-техническое обеспечение производства является одной из важнейших функций на предприятии, которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.

Главной задачей органов материально-технического снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.

Функции органов снабжения предприятия реализуются по трем основным направлениям:

Планирование, включающее:

Изучение внешней и внутренней среды предприятия, рынков отдельных товаров;

Прогнозирование и определение потребности во всех видах материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

Оптимизацию производственных запасов;

Планирование потребности в материалах и установление их лимита на отпуск цехам;

Оперативное планирование снабжения

Организационные функции:

Сбор информации о потребностях в продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и др.;

Анализ источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;

Заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

Получение и организацию завоза реальных ресурсов;

Организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;

Обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

Контроль и координация работы, которые включают:

Контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, сроков поставок продукции;

Контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;

Входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;

Контроль за производственными запасами;

Выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям,

Анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышению ее эффективности.

Критериями выбора поставщика материальных ресурсов являются надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др. Соотношение значимости отдельных критериев с изменением внешних и внутренних факторов может меняться.

Выбор типа структуры органов снабжения зависит от объемов, типов и специализации производства, материалоемкости продукции и территориального размещения предприятия, различных условий, требующих соответствующего разграничения функций. На небольших предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.

На большинстве средних и крупных предприятий эту функцию выполняют специальные отделы материально-технического снабжения (ОМТС), которые построены по функциональному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

Характерным типом структуры службы снабжения является смешанный, когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения: плановое, диспетчерское. Смешанный тип структуры отдела снабжения - это наиболее рациональный метод строения, который способствует повышению ответственности работников, улучшению материально-технического обеспечения производства.

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов, планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами, устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства, контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

На предприятиях машиностроения служба снабжения кроме ОМТС (отдела материально-технического снабжения) включает отдел внешней кооперации или бюро, группу, которая может входить в состав ОМТС.

Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами), могут строиться по функциональному или товарному признаку.

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства предприятие создает отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.

Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, когда подразделения имеют свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения производственных цехов и участков материальными ресурсами, контролю за их исполнением. Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:

В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному.

Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТС, установление хозяйственных связей и координация работы служб снабжения, входящих в предприятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предприятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного подчинения.

Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.

Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурным группам, сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов. Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов.

Введение

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерция, составным элементом которой является материально-техническое обеспечение.

Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции; производительность труда, себестоимость продукции, прибыль.

В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут узнать: что, где и к какому времени требуется. Однако служба МТО должна проверять заказы производства с точки зрения заказанных материалов техническим условиям, и кроме того, с учетом имеющихся запасов.

Деятельность службы МТО не ограничивается только этой деятельностью. Следовательно, актуальным вопросом является изучение функций службы МТО, ее влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

Переход предприятий к организации производственно-хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в РФ играли формальную роль, коммерческие службы предприятия, в том числе и служба МТО имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация службы МТО предприятия на современном этапе.

Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому деятельность служб предприятия, в том числе службы МТО должна быть нацелена на конечный финансовый результат – прибыль.

Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.

Повышенное внимание уделяется возможностям улучшения структуры потребляемых сырья и материалов. Особенно актуальным является использование новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупках материальных ресурсов, развитие и увеличение объема услуг по завозу, складированию, складской обработке, предоставлению предприятиям информации в взаимодействии с транспортными организациями, способах перевозки закупаемых материальных ресурсов и других логистических услуг.

В связи с этим необходимо уделить особое внимание содержанию коммерческой деятельности при закупке материальных ресурсов на предприятии.

Область изучения вопросов организации коммерческой деятельности по закупке материальных ресурсов достаточно емкая, представляет практический интерес.

Целью данной дипломной работы является изучение теоретических, методических основ по организации материально-технического обеспечения на предприятии.

Объектом исследования является деятельность предприятия по закупкам материальных ресурсов.

Успешное достижение поставленной цели зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

На основе мнений экономистов, обзора научной литературы показать необходимость правильной организации коммерческой работы предприятия по закупкам материальных ресурсов;

Раскрыть роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия;

В аналитическом плане – провести целевой анализ деятельности предприятия, описать работу предприятия по организации материально-технического обеспечения;

На основе проведенного анализа и аналитических расчетов выявить и сформулировать проблемы, определить основные направления, пути и перспективы их решения.


1. Организация мто на предприятии

1.1. Роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия

В условиях перехода от централизованного управления экономикой на рыночные принципы неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерческая деятельность, одним из основных аспектов которой является материально-техническое обеспечение. Обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и всевозможными полуфабрикатами связано с выполнением таких функций, как оптовые закупки, транспортировка, складская переработка, хранение материальных ресурсов и другое.

Эти функции планируются, контролируются, регулируются и осуществляются специализированными службами в координации с другими коммерческими службами предприятия.

В связи с этим представляется целесообразным определить роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия.

При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло.

Формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия должно включать два аспекта: определение места в структуре управления предприятием – установление соподчиненности и функций; распределение функций между отдельными группами и работниками. Снабженческая политика предприятия должна строиться в направлении улучшения структуры потребляемых материальных ресурсов, использования новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупке продукции, а также повышении конкурентоспособности предприятия.

Предприятия, создавшие у себя хорошо отлаженный снабженческий аппарат, обладают большим конкурентным преимуществом, поскольку деятельность службы МТО направлена на планомерное, комплексное и ритмичное обеспечение производственных объединений, предприятий, цехов, участков, а также рабочих мест необходимыми видами материальных ресурсов, соответствующих требованиям нормативно-технических документов в интересах ритмичной и эффективной работы предприятия.

Однако, даже самый лучший аппарат снабжения предприятия не дает требуемого эффекта, если не будет обеспечен менеджментом надлежащего уровня.

В связи с этим, следует отметить, что от эффективности деятельности структурных подразделений, отвечающих за материально-техническое обеспечение, зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия.

Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления: подбор кадров, организация стимулирования работников, информационное обеспечение, внедрение логистики в свою работу. При этом на построение организационной структуры службы МТО оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

Технические;

Экономические;

Организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Техническими факторами также являются назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организационную структуру службы МТО предприятия, относятся: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производства, конъюнктура рынка сырья и материалов, формы расчетов за закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок, нетранзитных партий отгрузки и другое.

Факторы организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов.

Многообразие факторов, воздействующих на структурное построение коммерческих служб, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур службы МТО.

До 70-х гг. в странах рыночной экономики была широко распределена децентрализованная форма организации материального снабжения. Каждое предприятие, самостоятельно обеспечивало себя необходимыми материально-техническими средствами. Причем снабжение осуществлялось в рамках производственной деятельности предприятия.

Начиная с 70-х гг. децентрализованное обеспечение промышленных фирм постепенно заменяется централизованным. Централизация закупок материальных ресурсов обусловило необходимость создания самостоятельных служб МТО. Вице-президент фирмы, возглавляющий МТС, получил одинаковые права с вице-президентом, отвечающим за производственную и финансовую деятельность. Центральной службой снабжения производится политика закупок, вырабатывается «стратегия снабжения», которая заключается в решении основной проблемы: закупать те или иные виды материально-технических ресурсов либо производить их самостоятельно. Но главная функция службы снабжения фирмы – закупка основных видов материально-технических ресурсов с наименьшими затратами. В центральной службе снабжения предприятия проводятся постоянные наблюдения за рынком сырья и материалов, изучается конъюнктура спроса и предложения, в ней сосредоточено информация о новых материалах, возможностях их применения, технологии их производства.

В 80-х гг. среди западных промышленных фирм получило распространение новая концепция управления материалами, которая предусматривает установление единого руководства и координацию закупок материалов, их доставку на предприятия, контроль за запасами. В фирмах, организация управления закупками материально-технических ресурсов на основе новой концепции, появляются управляющие материалами. Причем управляющий материалами получил в ведение функции транспортировки материально-технических ресурсов на предприятия, которые раньше контролировались производственным аппаратом. Результатом подобной реорганизации было улучшение оперативного управления, сокращение сроков доставки материальных ресурсов, уменьшение размеров запасов и ускорение их оборота.

Что еще почитать